Фрагмент для ознакомления
2
Повышенный интерес к национальной самоидентификации личности, как правило, обусловлен социальной, экономической и политической ситуацией в обществе, складывающейся в течение достаточно длительного периода времени. Так, декларированное советское равноправие всех национальностей, странным образом сочетавшееся с необходимостью указания национальной принадлежности в основных документах, включая паспорт гражданина СССР, после распада Союза сформировало особое отношение граждан к вопросам принадлежности к определенной нации, национальной культуре.
Современная ситуация в странах Евросоюза, связанная с потоком мигрантов, в большинстве случаев, не желающих интегрироваться в культуру традиционных европейских народов, также обусловливает рост интереса людей к националистическим движениям различного толка. При этом следует отметить, что некоторые из них сами представляют опасность как для общества в целом, так и для отдельных национальных сообществ. Таким образом отношение социума и его отдельных членов к проблеме национальной самоидентификации сегодня становится краеугольным камнем общественной и государственной безопасности. На основании этого проблема права определения и указания национальной принадлежности является актуальной.
Снижение остроты названной проблемы невозможно без осмысления и разъяснения правовой и социальной сущности самостоятельного определения национальной принадлежности, его субъективно-правового содержания. Особую роль в данном процессе должен выполнять четкий, научно-обоснованный текст нормативно-правовых актов, закрепляющий возможные критерии самоопределения индивидуума как представителя той или иной национальности.
Объект исследования - это общественные отношения, возникающие в области правового регулирования права каждого определять и указывать свою национальную принадлежность.
Предмет исследования - это законодательство Российской Федерации в области правового регулирования права на определение и указание национальной принадлежности.
Цель работы состоит в изучении права каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Никого нельзя принудить к определению и указанию его национальной принадлежности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность.
2. Определить то, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Степень научной разработанности темы. Проблемы правового регулирования права каждого определять и указывать свою национальную принадлежность были и остаются наиболее актуальными среди ученых. Отдельные аспекты данной тематики рассматривали в своих работах С. А. Авакьян, С. С. Алексеев, М. В. Баглай, Н. С. Бондарь, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, В. П. Воложанин, П. П. Глущенко, Б. Л. Железнов, В. А. Карташкин, С. А. Комаров.
Методологической основой исследования явились, метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы; метод системного анализа, частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, что дало возможность изучить тему работы и сделать определенные обобщения и последующие выводы.
Теоретическая основа исследования будет состоять из положений и выводов, которые разработаны юридической наукой, и прежде всего конституционным правом. Учебные пособия, а также научные статьи и монографии, в череде которых выделяют труды таких авторов, как С. А. Авакьян, С. С. Алексеев, М. В. Баглай, Н. С. Бондарь, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, В. П. Воложанин, П. П. Глущенко, Б. Л. Железнов, В. А. Карташкин, С. А. Комаров и т.д.
Нормативная база работы состоит из Конституции РФ , Гражданского кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, а помимо этого иных нормативно-правовых актов, которые регламентируют общественные отношения, которые связаны с особенностью защиты гражданских прав в России.
Научная новизна исследования заключается в возможностях использования материала и выводов исследования во время преподавания курсов, а также спецкурсов каких, как: «Основы права», «Конституционное право».
Практическая значимость. Основные положения исследования должны расширить теоретическое представление юридической науки по вопросу оптимизации права каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Имеющиеся в исследовании выводы можно использовать в последующих научных работах во время изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структура работы определена целями и задачами исследования. Работа содержит введение, основную часть, заключение, список использованных источников.
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности
В отечественной конституционно-правовой науке недостаточно внимания уделяется конституционному праву на определение и указание национальной принадлежности (полагаем, его можно называть правом на национальную принадлежность). Одним из аспектов, который относительно часто рассматривается в научных трудах, является возможность указания национальной принадлежности человека в паспорте гражданина Российской Федерации.
Мнения по этому вопросу разделяются. Так, например, С. А. Авакьян и А. Н. Кокотов высказывались за такую возможность, а В. А. Кряжков и В. В. Андрианова - против нее. С нашей точки зрения, в научных источниках с обеих сторон отсутствует достаточно убедительная аргументация. Далее попробуем разобраться в этом вопросе .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 11.06.2021) "О языках народов Российской Федерации" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 12.12.1991, N 50, ст. 1740.
4. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2208.
5. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О национально-культурной автономии" // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2965.
6. Указ Президента РФ от 26.10.2018 N 611 "О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2018, N 44, ст. 6717.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 23.03.2010 N 326-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кононова Бориса Степановича на нарушения его конституционных прав Положением о паспорте гражданина Российской Федерации».
8. Афанасьева А.И., Прокопенко А.А., Беленко О.Н. обеспечение гарантий указания права на национальную принадлежность в России // Материалы международной научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 13-21.
9. Круглик Д.Г. Проблема нормативного регулирования права определения и указания национальной принадлежности // В сборнике: Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 2020. С. 259-260.
10. Пятакин М.А. О вопросе определения национальной принадлежности коренных малочисленных народов // В сборнике: Консолидация интеллектуальных ресурсов как фундамент развития современной науки. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2020. С. 35-41.