Фрагмент для ознакомления
2
Процесс формирования общей теории систем имеет глубокие историче-ские корни. Основываясь на изначальных положениях представителей «нату-ральной философии» и завершая современными подходами к определению её составных частей и анализом закономерностей функционирования систем, особенностей их взаимодействия, общая теория систем все еще находится на стадии своего становления. Несмотря на довольно представительный и авторитетный состав исследователей данной проблемы существенного развития общая теория систем не получила. Это объясняется значительным объемом и сложностью решаемых проблем. В то же время развитие общей теории систем, выявление её основных закономерностей функционирования, является непреложным условием важнейших достижений научной мысли [1; 2].
Несмотря на то, что исследования общих проблем системной обуслов-ленности динамических процессов получили за последние десятилетия довольно серьезное развитие, результаты исследований экономических систем, особенно конкретизация понятия системы и формулировка ее конкретных и специфических, остаются очень неутешительными. В значительной степени это можно объяснить тем, что многие методологические идеи системной обусловленности динамических процессов оказались незаслуженно преданы забвению. Прежде всего, к ним можно отнести универсальную системно-организационную общенаучную концепцию А. А. Богданова.
В изданном в 1913-1922 г.г. трехтомнике "Тектология. Всеобщая организационная наука", А.А. Богданов [4; с. 4.] предвосхищает многие положения общей теории систем, получивших в дальнейшем широкое распространение в кибернетике и синергетике. Исследование А. А. Богданова интегрирует в себе наиболее общие законы и формах становления, развития и распада природных и общественных образований. Оно формирует методологию исследования закономерностей строения, преобразования, устойчивости и развития биологических и социальных систем. Формулируя и обосновывая концепцию «подвижного равновесия» систем, А. А. Богданов закладывает теоретическую базу намного теории динамического равновесия систем. В соответствии с концепцией для каждой системы характерны внутренние отношения между её частями, а также отношения между системой как определенной целостностью и внешней средой, внешними системами. В связи в этим формируется понятие равновесия как условие сохранения системой своего строения в окружающей её среде. При этом, характер взаимодействия с окружением А. А. Богданов характеризует как подвижное равновесие взаимного обмена веществом и энергией системы с внешней средой.
Рассмотрение процессов формирования и регулирования динамических систем тесно увязывается с определением организованных, дезорганизованных и нейтральных типов систем. А. А. Богданов рассматривает систему как динамический поток процессов взаимодействия элементов в процессе из развития и деградации. Причиной устойчивости системы является её тесное взаимодействие с постоянно изменяющейся внешней средой. В этом процессе взаимодействия происходит консервативный отбор элементов, который обеспечивает сохранение всего комплекса, но в дальнейшем ведет к его разрушению в результате деградации, и прогрессивный отбор, который обеспечивает элементов в системе путем прогрессивного развития, как элементов, так и системы в целом.
В свою очередь прогрессивный отбор может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Положительный отбор обеспечивает количе-ственное увеличение элементов и их разнородность в системе, что приводит к её усложнению и понижению устойчивости. Отрицательный отбор, препят-ствуя разнородности элементов, делает систему более простой, однородной и устойчивой. Эти идеи А. А. Богданова не только обеспечили понимание динамики развития систем, но и определили направления их дальнейшего исследования.
1.1. Система и среда
При самом упрощенном понимании среда представляет собой то, что выступает некоторым окружением системы, а при более сложном подходе средой данной системы будет система, состоящая из элементов ей не принадлежащих. Подчеркнем, что среда — это не просто окружение системы, а то из этого окружения, что жизненно важно для системы [3; 5].
Значительный вклад в понимание природы среды внес один из самых выдающихся социологов ХХ ст., ведущий представитель системного и функционального подходов в социологии немецкий социолог-теоретик Никлас Луман (1927-1998). В центр своего исследования он поставил отношение «система — окружающий мир», где возникает точка отсчета для понимания природы как системы, так и среды. Система характеризуется тем, что она отграничена от окружения как область меньшей «комплексности» от области большей «комплексности». Н. Луман постоянно подчеркивает, что система и среда органично связаны и не могут быть поняты друг без друга. Система начинается там, где идет отграничение от окружающей среды.
Граница системы — это совокупность объектов, которые одновременно принадлежат и не принадлежат данной системе. Н. Луман писал, что если си-стема возникла, то способна к самоограничению и благодаря этому отграничивает себя от окружающей среды. При этом следует обратить внимание на то, что границы системы и среды всегда зыбки и текучи. Каждая функция системы задает свои границы. Поэтому система отделена от окружающей среды не четкой линией, а пограничным пространством, которое соткано из границ системы, образуемых при реализации ею той или иной функции. Например, фирма как организация имеет одни границы, которые не совпадают с границами ее как субъекта рыночных отношений, и совокупность ее функций формирует границы системы [6; 7].
Стремление глубже раскрыть природу среды заставляет выдвинуть не-сколько ее концепций.
Согласно первой концепции, среда представляет собой окружающий систему хаос, шумы, которые постоянно мешают системе жить, но вместе с тем выступают для нее источниками вещества, энергии и информации. Система в этом случае — очаг организованности в хаосе событий. Главная задача, которая стоит перед системой, сохранить себя перед хаосом.
В соответствии со второй концепцией, среда выступает как факторизо-ванное окружение, т. е. в ней содержатся не просто хаотические явления, а некоторые их активные результирующие, отличающиеся организованностью. При этом окружающие систему факторы выступают активными причинами, которые оказывают на систему воздействия, заставляют ее приспосабливаться к себе. Сама система по отношению к другим системам также представляется таким фактором либо входит в обойму некоторого интегрального фактора.
Третья концепция видит окружающую среду в виде совокупности равнозначных систем, которые конкурируют с данной, обмениваются с ней ресурсами, стараясь выжить в этой борьбе посредством разрешения противоречий в свою пользу.
Наконец, по четвертой концепции среда видится некоторой над-системой, т.е. такой, в которую входит данная система. В этом случае взаимоотношения между ними строятся по принципам структурно-организационных отношений надсистемы и определяются противоречиями между ними. Надсистема стремится привести систему-элемент в организационное и функциональное соответствие своей природе, а та, в свою очередь, пытается сохранить независимость, увеличить число степеней свободы.
Каждая из этих концепций отражает определенную долю истины. Отсюда следует, что среда системы представляет собой некоторое единство неупорядоченных процессов, организованных факторов и систем, а также включений данной системы в надсистемы [8; c. 16, 26].
Исходя из этого по отношению к среде можно выделить несколько важ-нейших тезисов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира : Методол. пробл. / А. Н. Аверь-янов. - М. : Политиздат, 1985. - 263 с.
2. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. - М. : Политиздат, 1980. - 368 с.
3. Блауберг, И. В. (1929-1990). Проблема целостности и системный подход [Текст] / И. В. Блауберг. - Москва : Эдиториал УРСС, 1997. - 448 с.
4. Богданов А.А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.: Кн. 1. М.: Экономика, 1989. 304 с.
5. Малышева, Л. В. Модели интеллекта: 100 лет развития / Л. В. Малышева ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Московский психолого-социальный ин-т ; Воронеж : [б. и.], 2006. - 279 с.
6. Ракитов, А. И. (1928-). Философские проблемы науки [Текст] / А. И. Ракитов. - Москва : Директ-Медиа, 2014. – 268 с.
7. Системный анализ и принятие решений : словарь-справ. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. бакалавров и магистров "Си-стем. анализ и упр." / под общ. ред. В.Н. Волковой и В.Н. Козлова. - М. : Высш. шк., 2004 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 613, [1] с.
8. Системный подход в современной науке : (К 100-летию Людвига фон Бер-таланфи) : [Сб. ст. / Отв. ред.: Лисеев И. К., Садовский В. Н.]. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 561 с.
9. Тарасова, М. В. Культура и образование: принципы взаимодействия [Текст] : монография / М. В. Тарасова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т, Гуманитарный ин-т. - Красноярск : СФУ, 2012. - 358 с.
10. Цветков, В. Я. Теория систем [Текст] : монография / В. Я. Цветков. - Москва : МАКС Пресс, 2018. - 87 с.