Фрагмент для ознакомления
2
В отличие от других функций зародившаяся в 60-е годы прошлого столетия функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью неоднократно видоизменялась, а в отдельные периоды и вовсе исключалась из числа функций прокуратуры.
Одной из причин такого положения является, прежде всего, вопрос об оптимизации функций прокуратуры как государственного органа, главное предназначение которого традиционно состоит в осуществлении надзора за исполнением законов, или, как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в одном из последних выступлений, «контроле за исполнением законов в стране». И с этой позиции вполне резонен вопрос о возникновении определенного противоречия между надзором и координационной деятельностью прокуратуры.
Не случайно в первые годы деятельности новой прокуратуры Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе от 28.05.1992 № 20 «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации» указывал, что Закон о прокуратуре, наделяя прокуратуру полномочиями по осуществлению уголовного преследования, не возлагает на нее функции организации или координации работы по борьбе с преступностью. При этом в приказе подчеркивалось, что задача прокуратуры – надзирать за выполнением правоохранительными органами возложенных законом обязанностей по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также за тем, чтобы ни одно действие либо решение указанных органов не расходилось с законом .
Однако более чем двадцатилетний (начиная с 1995 г.) опыт реализации прокуратурой координационных полномочий по борьбе с преступностью свидетельствует, что наиболее подходящей структурой для обеспечения согласованной деятельности правоохранительных органов, объединения их усилий по противодействию преступным проявления является именно прокуратура. Это обусловлено наличием у нее обширной информации о состоянии преступности и иных правонарушений, о деятельности правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, а также возможностей обеспечения эффективного взаимодействия с другими государственными органами и общественными организациями.
При этом последовательная реализация принципа равенства участников (субъектов) координации в постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий по борьбе с преступностью, невмешательства в чужую компетенцию позволяет не допускать пересечения надзорной и координационной компетенций прокуратуры.
Более того, начиная с момента вступления в силу Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, происходило последовательное укрепление координационного положения прокуратуры, совершенствовалась организационно-правовая основа координации, формировалась ее оптимальная структура.
Во-первых, уточнялся и расширялся круга субъектов координационных отношений в рассматриваемой сфере. Кроме указанных в Законе о прокуратуре (ст. 8) органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов (с добавлением к ним в 2003 г. вместо органов налоговой полиции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), в нормативном порядке в число конкретных правоохранительных органов были включены сначала органы уголовно-исполнительной системы, а затем следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.
Во-вторых, в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» расширился предмет координации, в который наряду с борьбой с преступлениями коррупционной направленности включена борьба с коррупционными правонарушениями.
В-третьих, уточнялись полномочия председателя и ответственного секретаря координационного совещания. В частности, председателю в настоящее время предоставлено право единолично подписывать постановление совещания после согласования его с членами координационного совещания.
В-четвертых, в координационную практику внедрены такие формы координации, как проведение межведомственных совещаний, создание межведомственных рабочих групп, проведение совместных заседаний коллегий и др.
Кроме того, вследствие наделения ряда правоохранительных органов (ФСКН России, ФСБ России, МВД России) полномочиями по координации деятельности органов исполнительной власти по отдельным направлениям борьбы с преступностью (по противодействию незаконному обороту наркотиков, терроризму, преступности и правонарушениям в сфере обеспечения безопасности дорожного движения) прокуратура приобрела статус «координатора координаторов». Соответственно обостряется
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 19.12.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
2. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // «Собрание законодательства РФ», 17.07.1995, N 29, ст. 2759.
3. Бабкин, Л.М. Процессуальные аспекты деятельности прокурора на современном этапе. Проблемные стороны практики и теории: монография / Л.М.Бабкин, А.Е. Родин.- М., 2015. - 220 с.
4. Кожевников, О.А. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: монография/ О.А. Кожевников. - М., 2011. -180 с.
5. Прокурорский надзор: учебное пособие / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. - М., 2011. -256 с.