Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос: Прикосновенность к преступлению
В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за прикосновенность к преступлению прямо закреплена в ст. 316 УК РФ «Укрывательство преступлений», которая помещена законодателем в гл. 32 Особенной части УК РФ. С некоторыми исключениями могут быть отнесены к разновидностям укрывательства деяния, предусмотренные ст. 175 УК РФ «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем» и ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» .
В целом, необходимо отметить, что прикосновенность к преступлению - это самостоятельный институт, который получил свое развитие и закрепление в уголовном законодательстве и теории отечественного уголовного права. В теории уголовного права общепризнано, что заранее не обещанное укрывательство, недоносительство и попустительство - это разновидности прикосновенности к преступлению представляют собой «вполне устойчивое юридическое понятие.
Определение понятия прикосновенности к преступлению в теории уголовного права имеет дискуссионный характер. По принятому при разработке УК РФ мнению, такая прикосновенность является преступной, если находит свое закрепление в нормах УК РФ. Но, в таком случае этот институт должен именоваться «преступной прикосновенностью к преступлению», что порождает тавтологию и потому неприменимо в теории уголовного права.
Другие современные исследователи, с мнением которых мы консолидируемся, высказывают следующие точки зрения. Так, отмечается, что «прикосновенность к преступлению, являясь самостоятельным институтом российского уголовного права, обладает присущими ему специфическими признаками и что «общее понятие прикосновенности выработано теорией уголовного права, однако единого подхода по поводу его содержания нет. Различаются мнения специалистов относительно и объективной стороны (деятельность или деяние), и объекта прикосновенности (правосудие, общественная безопасность или объект основного преступления).
Учитывая позицию законодателя применительно к УК РФ 1996 г., считаем необходимым отметить, что вышеуказанный объект может быть присущ только лишь ст. 316 УК РФ, закрепленной в гл. 31 «Преступления против правосудия» разд. Х «Преступления против государственной власти», тогда как объекты преступлений, предусмотренных в ст. 174 и 175 УК РФ, иные, так как они закреплены законодателем в гл. 22 «Преступления против экономической деятельности» разд. VIII «Преступления в сфере экономики» Особенной части УК .
Прикосновенность к преступлению, как разновидность преступной деятельности, представляет определенную общественную опасность, так как связана с совершенным преступлением, хотя и не содействует его совершению, не находится в причинной связи с действиями исполнителя. Тем не менее, виновный в совершении преступления, предусмотренного ст. 316 УК РФ (укрывательство преступлений), оказывает помощь лицу, уже совершившему преступление, по сокрытию его следов, орудий, средств, самого преступника и т. д., то есть препятствует изобличению виновного, заведомо зная о совершенном преступлении.
В процессе исследования состава преступления, предусмотренного ст. 316 УК РФ, возникает сразу несколько вопросов.
Первое - это законодательное указание на то, что уголовной ответственности подлежит укрывательство только особо тяжких преступлений (то есть таких, максимальное наказание за которые превышает 10 лет лишения свободы)
Например, заранее не обещанное укрывательство лица, совершившего разбой в соучастии, с применением оружия (ст. 162 ч. 2 УК РФ, предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы) или орудия преступления, не влечет ответственности по ст. 316 УК РФ, а лица, совершившего разбой в одиночку, без оружия, но в крупном размере (ст. 162 ч. 3 УК РФ - до 12 лет лишения свободы) - влечёт.
Задача
Дайте уголовно-правовую оценку следующей ситуации: Студент одного из европейских государств, обучаясь в Москве, по заданию разведки выписывал информацию из газет, касающуюся заражений местности радиоактивными веществами, получая за это вознаграждение.
Действия студента-иностранца в данном случае могут быть квалифицированы как шпионаж (статья 276 УК РФ).
Шпионаж характеризуют как разведывательную практическую противозаконную деятельность, которая предполагает добычу разными способами, сбор и сохранение секретной (секреты государства), конфиденциальной и прочий информации специальными службами (или их агентами) заграничных стран. При этом любая страна имеет свою точку зрения в плане того, что есть шпионаж.
Из всех форм разведывательной работы шпионаж выделяется тем, что предполагает внедрение в место хранения информации или выход на людей, владеющих этой информацией и способных ее обнародовать.
Осуществляется шпионаж так называемым шпионом (лазутчик, соглядатай, скрытный переносчик и разведчик), то есть лицом, которое занято скрытым сбором данных об одном из враждующих государств (стран) в пользу другого государства (стран). Это по значению близко к понятию «разведчик».
Разведчик, в отличие от шпиона (исходя из норм гуманитарного международного права), - это служащий из состава вооружённых сил страны, пребывающей в конфликте, который от имени этой страны пытается собирать или собирает данные на территории, управляемой стороной противника, не считается шпионом, если он, действуя таким образом, носит форму своих вооружённых сил. Стало быть, разведчик в случае пленения имеет право считаться военнопленным. В соответствии с этим, разведчиками должны считаться исключительно фронтовые разведчики, которые носят форму своих вооружённых сил, а все штатские разведчики агентуры, по определению, являются шпионами.
Одним из методов обеспечения международного порядка и безопасности является употребление института ответственности. Следование нормам внутреннего законодательства регулируется соответствующей национальной системой правовых норм, применение аппарата принуждения. В международных взаимоотношениях отсутствует надгосударственный централизованный аппарат принуждения. Международная правовая ответственность не есть отдельной правовой нормой или принципом, а выступает как правовой институт, знакомый международному частному и международному публичному праву. Присутствие этого института свойственно исключительно для всех отраслей публичного международного права.
Но правовые правила этого института, как это ни парадоксально, не кодифицированы до сих пор, и потому он, как правило, опирается на использование обычно-правовых норм, которые сложились на основе судебных решений и прецедентов. Этим же объясняется множество теоретических разработок института международно-правовой ответственности. В международно-правовой сфере сложился всеобщий принцип, сообразно которому международное правовое действие субъекта повлечет его международную правовую ответственность. В международном праве ответственность - это те правовые последствия, которые наступят для субъекта этого права в ситуации нарушения им международного правового обязательства. Необходимо при этом заметить, что ответственность настает лишь в том случае, если нет оснований, избавляющих от ответственности.
Например, статья УК РФ формулирует ответственность за два вида шпионажа, отличающихся по своему предмету. Первый вид - это шпионаж, предметом которого являются только сведения, составляющие государственную тайну. Второй вид - это шпионаж, предметом которого являются и иные сведения, передаваемые для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Субъектом шпионажа может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет. С субъективной стороны шпионаж характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что передает, собирает, похищает либо хранит в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям соответствующие сведения для использования их в ущерб внешней безопасности РФ, и желает этого.
Субъектами международной правовой ответственности выступают только субъекты публичного международного законодательства. Самостоятельные физические и юридические лица такой ответственности за обычные преступления не несут, так как ответственность в этих случаях является гражданско-правовой. Поведение субъектов международного права на практике выражается в актах их должностных лиц (которые выступают именно в качестве организаций) и их органов.
За их действия государство в принципе отвечает всем национальным имуществом, а юридические и физические лица - лишь в границах собственного имущества. Не имеет при этом значения, принадлежит ли должностное лицо или орган к системе судебной, исполнительной, законодательной или другой конституционной власти, а также предстает ли этот орган вышестоящим или нижестоящим в рамках системы государства, имеют ли функции органа внутренний или международный вектор .