Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сформировавшись на заре человечества и создаваясь веками на основе отражения в сознании людей процессов действительности, религия является одной из сфер духовной жизни социума, групп, человека, это способ практического духовного понимания мира. Влияние религии на отдельного человека, на массы, велико. Поэтому религия являлась объектом рассмотрения философии, этики, социологии и других науки на протяжении своего развития.
Исследование религии велось на Древнем Востоке, в Античности, в Средние века и в Новое время, не прекращается оно и сейчас. Но единой концепции изучения религии нет.
В эпоху Античности, Средневековья, Нового времени и в более поздние периоды общественно-исторического развития возникали и активно развивались разнообразные подходы и концепции изучения религии в целом как сложного комплекса взаимосвязанных элементов, затрагивавших спектр проблем её возникновения, эволюции и функционирования.
Целью данной работы является рассмотрение истории христианства.
1 Истоки христианства. Жизнь Иисуса Христа, основы христианского вероучения
Истоки христианства следует искать в деятельности еврейских религиозных общин I в. н. э., в частности, Кумранской общины. В 1947 г. в
пещерах Вади-Мураббаат (к югу от Кумрана, в районе Мертвого моря), а также в других пещерах Иудейской пустыни и в Массаде были обнаружены манускрипты. Написаны они в основном на древнееврейском языке, частично на арамейском, встречаются также греческие переводы. Оказалось, что созданные еще за несколько десятилетий до нашей эры свитки содержат в себе многие христианские идеи (в том числе близящийся перелом истории).
По мнению современных ученых, сама Кумранская община напоминала монастырь. В ней существовал строгий устав, проводились совместные трапезы, практиковалось безоговорочное послушание по отношению к главе общины (так называемому Праведному Учителю), а также практиковалось воздержание от телесной близости.
С самого начала возникновения христианства верующие признавали в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), которая практически полностью совпадает с Ветхим Заветом христианской Библии.
При этом христиане обычно использовали греческий перевод 70 толковников (так называемой Септуагинты). Этот перевод с древнееврейского был выполнен в египетской Александрии в III–I вв. до н. э. и с редакторской точки зрения несколько отличается от древнееврейского оригинала. В 30-м году с момента начала правления римского императора Октавиана Августа, когда по его приказанию осуществлялась перепись населения Римской империи, в небольшом городке Палестины – Вифлееме – согласно учению христианской церкви, родился Спаситель, Иисус Христос. Описанные в четырех Евангелиях (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) события, связанные с деятельностью Иисуса Христа, совершились при преемнике Августа – императоре Тиберии. Воскресение Христа произошло в 33 г. н. э.
Жизнь Иисуса Христа, основы христианского вероучения
Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, был зачат непорочно, родился от Девы Марии, обрученной с
Иосифом (ставшим приемным отцом Иисуса), и стал Богочеловеком. По линии матери Иисус Христос являлся потомком израильского царя Давида.
Рождество Христово произошло в городе Вифлееме. Родившемуся Спасителю пришли поклониться восточные мудрецы – волхвы, которые в качестве даров преподнесли Ему золото (царский дар), ладан (священнический дар) и смирну (символ смертности человека). По ветхозаветной традиции на восьмой день по рождении Иисус был обрезан, а на 40-й день принесен в Иерусалимский храм, дабы принести традиционную для иудеев жертву Богу – двух горлиц или двух птенцов голубиных (в честь этого события христиане отмечают праздник Сретения Господня). Здесь Младенца Иисуса встретили старец Симеон и старица Анна, которые пророчествовали об особой Миссии Младенца. Вскоре после рождения Иисус был увезен родителями в Египет, так как правивший Иудеей царь Ирод, боявшийся потерять власть, устроил гонения на младенцев, узнав о пророчестве, согласно которому родился Великий Царь Израильский.
После возвращения из Египта Иисус воспитывался в городе Назарете.
Будучи 12 лет, Иисус с семейством посетил Иерусалимский храм. Более ничего о Его деятельности до Крещения неизвестно.
Будучи 30 лет от роду, Иисус крестился в водах реки Иордан от пророка и предтечи (предшественника Спасителя) Иоанна Крестителя.
Согласно традиции, во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21–22). Затем Иисус Христос удалился на 40 дней в пустыню, а по их окончании был искушаем диаволом, который обольщениями тщетно пытался соблазнить Спасителя на грех. Выдержав искушения, Спаситель приступил к общественному служению и проповеди Своего учения.
Предрекая наступление Царства Божиего, Иисус Христос учил, что всем людям необходимо покаяться. Сам Спаситель, Сын Божий, должен, согласно Его проповеди, пострадать и умереть на кресте, а затем воскреснуть из мертвых. Главное, что, согласно учению Иисуса Христа, необходимо делать человеку, это любить Бога и любить ближнего своего, как самого себя. При этом необходимо отвергаться от мира (т. е. от ценностей материального мира), отойти от его соблазнов, сторониться его.
Центром проповеди Иисуса Христа был Иерусалим, однако ревностные
последователи еврейского закона, фарисеи, враждебно относились к новому учению и стали замышлять, как избавиться от Христа .
Иисус Христос много путешествовал по окрестным землям, осуществляя там проповедь, по Галилее, Самарии, Десятиградию, бывал в Тире и Сидоне.
Вскоре Иисус Христос избрал себе 12 ближайших учеников (апостолов), а впоследствии еще 70. Впрочем, как свидетельствует Евангелие от Иоанна, некоторые из них вскоре отошли от Христа. Позже, уже по Воскресении Спасителя, согласно апостолу Павлу, насчитывалось
около 500 последователей нового учения. Основные положения учения Иисуса Христа изложены в Нагорной проповеди в виде девяти заповедей блаженств (см. Мф. 5: 3–11).
В ходе Своего служения Христос совершил множество чудес – превращал воду в вино, воскрешал умерших, исцелял страждущих от болезней, пятью хлебами насытил 5000 человек, укрощал бурю и т. д.
Служение Иисуса Христа осуществлялось примерно три с половиной
Фрагмент для ознакомления
3
1) Восторгов И., прот. Подвижничество и монашество // О монашестве: в 2 т. Ровно: Мелиса, 2006. Т. 1. С. 411.
2) Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) / пер. с итал.; под общ. ред. проф. И. С. Свенцицкой. М.: Политиздат, 1979.
3) Иоанн Златоуст, свт. О тщеславии и о том, как должно родителями воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского Средневековья / сост. В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш: в 2 т. М.: Аспект Пресс, 1994. Т. 1. С. 173–195
4) Канке В. А. Философия: исторический и систематический курс. – М: Логос, 2018
5) Курбатов Г.Л. Христианство: Античность Византия Древняя Русь /Г.Л. Курбатов. — М., 2016.
6) Мефодий (Зинковский), иером. Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития. Диссертация на соискание научной степени доктора богословия. М., СПб., 2014.