Фрагмент для ознакомления
2
1. Выбрать один из теоретических вопросов и составить структурно-логическую схему ответа на него с конкретным примером.
Тема вопроса «Проблемы стандартизации в Российской Федерации».
Стандартизация является сегодня важнейшей отраслью любого прогрессивного государства, поскольку оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие и повышение безопасности в различных сферах деятельности. В стране основу стандартизации составляет национальная система стандартизации, которая обеспечивает слаженную работу участников работ по стандартизации на основе принципов стандартизации и с применением документов в области стандартизации. Правовые основы деятельности определены Федеральным законом № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» , а порядок и правила проведения работ установлены в основополагающих стандартах системы «Стандартизация в Российской Федерации».
В современной России у стандартизации можно выделить значительный ряд проблем. Прежде всего, до сих пор остается актуальным вопрос обновления фонда документов, которые были приняты до 1991 года. Работа в области развития стандартизации требует постоянной актуализации информации, так как знания, которыми обладают специалисты в этой сфере, быстро устаревают. Ни для кого не секрет, что сегодня, в век информационных технологий всё развивается стремительными темпами и нужно этим темпам соответствовать, в том числе и в области стандартизации, а устаревшие стандарты тормозят развитие. Для решения данной проблемы каждый год составляется программа по обновлению старых документов по стандартизации, но этот процесс протекает медленно в силу установленной длительной процедуры по обновлению.
Не менее значимой является деятельность по разработке стандартов в приоритетных отраслях экономики, определенных действующей Концепцией развития национальной системы стандартизации. К ним относятся: атомная промышленность, модернизация машиностроительного комплекса, космические технологии, оборонная сфера, строительство, инновационная продукция и др. Также актуально сейчас совершенствование доказательной базы технического регулирования путем увеличения числа стандартов, гармонизированных с принятыми техническими регламентами и содействующих соблюдению их требований по безопасности.
Обозначенные проблемы являются актуальными и требуют комплексного решения на государственном уровне. Вместе с тем, в настоящее время присутствует недооцененность стандартизации в обществе, как в экономическом, так и в социальном плане. Часто люди не понимают ее роль и место в современной жизни. На предприятиях штат отделов и служб по стандартизации, зачастую, сокращается или упраздняется вовсе, а на должности инженеров и специалистов по стандартизации принимают не специалистов в этой области, а людей, у которых нет ни образования, ни опыта работы в этой сфере, ни понимания данной профессии. В некоторых организациях обязанности специалиста по стандартизации и вовсе перекладываются на смежные специальности, так как даже само руководство до конца не понимает роль и важность этой деятельности и считает ее второстепенной и ни на что не влияющей в производстве.
Отсутствие понимания значимости стандартизации наблюдается не только у производителей, но и непосредственно у самих потребителей. Еще со времен СССР у людей сложилось представление, что если на продукте есть маркировка «ГОСТ», то в его качестве не может быть сомнений, потому что все помнят фразу «Несоблюдение стандарта преследуется по закону». Но мало кто знает, что на сегодняшний день применение стандартов является добровольным, за исключением отраслей связанных с атомной энергией и оборонной продукцией . Недостаточной потребительской грамотностью граждан для своей выгоды пользуются производители, которые до сих пор указывают в качестве приставки к названию объекта аббревиатуру «ГОСТ». С юридической точки зрения, как правило, всё правильно и всё соблюдено, но мало кто из потребителей понимает, что это не имеет к качеству данной продукции никакого отношения, а представляет собой лишь хитрый маркетинговый ход.
Наряду с проблемой недостаточного понимания значимости стандартизации возникает проблема кадрового обеспечения национальной системы стандартизации. Абитуриенты с опаской рассматривают данное направление подготовки, поскольку из-за недостатка информации оно для них не понятно и чуждо. У будущих студентов нет представления, чем занимается специалист по стандартизации, и какова его роль в современном мире. Работодатели, в сою очередь, проявляют пока только пассивную заинтересованность в поступлении на рынок труда квалифицированных дипломированных специалистов по стандартизации, имеющих четкое представление и понимание о том, как правильно встроить стандарты в стратегию и работу компании с целью совершенствования ее деятельности.
Значимость подготовки квалифицированных специалистов по стандартизации подтверждает и международный опыт. Еще в 2014 году Международной федерацией пользователей стандартов IFAN принят документ, обосновывающий потребность в знаниях основ стандартизации специалистов разных уровней и сфер деятельности. Так, понимание сущности стандартизации и умение находить, идентифицировать, внедрять и применять стандарты по назначению необходимы высшим должностным лицам, топ-менеджерам, работникам кадровых и маркетинговых служб, научноисследовательских и конструкторских подразделений организаций, лабораторий и др.
Более глубокими знаниями в области стандартизации должны обладать работники организации, занятые в службах стандартизации или в смежных подразделениях по качеству, производству, продажам и реализации. Необходимо найти оптимальные пути решения обозначенных проблем, чтобы выстроить грамотную политику развития стандартизации. В разных источниках приведена масса разных мнений и точек зрения на этот счет. В действующей Концепции развития национальной системы стандартизации вопросам совершенствования системы подготовки специалистов по стандартизации посвящен отдельный раздел.
В обсуждаемом проекте Концепции развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2030 года приведена информация о том, что доля документов, принятых до 1991 года неуклонно снижается и по состоянию на 2018 год составляет менее 40%. С одной стороны, радует, что данная цифра с каждым годом сокращается, но не стоит забывать о том, что процесс устаревания документов очень стремителен, и нужно обеспечить более высокие темпы их своевременного и перспективного пересмотра и обновления. Для этого целесообразно усовершенствовать эту процедуру, сделать её более быстрой и простой, чтобы сократить временные затраты. Разработка новых и актуализация действующих документов по стандартизации в приоритетных отраслях экономики должна осуществляться на основе международных принципов с высокой степенью гармонизации с международными, передовыми региональными и зарубежными документами.
2. Изучить Регламент одного из федеральных органов исполнительной власти и составить таблицу, в которой отразить особенности: планирования деятельности; подготовки и оформления решений; организации деятельности территориальных подразделений; порядка взаимоотношений с органами судебной системы; порядка обеспечения доступа к информации о его деятельности.
3. Выбрать любой (по своему усмотрению) проект нормативного правового акта любого государственного или муниципального органа, или организации и провести его экспертизу, составив заключение по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы.
Экспертиза по уставу Балахнинского муниципального района Шеляуховского сельсовета – деревня Шеляухово. В Уставе отражен в краткой форме предмет правового регулирования, который соответствует Уставу.
Устав муниципального образования «Шеляуховский сельсовет» Балахнинского муниципального района Нижегородской области является нормативным правовым актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования «Шеляуховский сельсовет». Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Уставу.
Следует различать правовую и антикоррупционную экспертизы нормативных правовых актов. При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы нормативного правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также оценка соответствия нормативного правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Целью же антикоррупционной экспертизы является выявление в положениях нормативных правовых актов и их проектов коррупциогенных факторов.
Решение вопросов межмуниципального сотрудничества правильно отнесено пунктом к компетенции Совета депутатов, однако такой объем правового регулирования не только недостаточен (в федеральном законе № 131-ФЗ этой теме отведена целая глава 9), но и не отражает реальное положение дел.
Ст. 50 Устава не содержит перечня объектов муниципальной собственности – использовать отсылку к законам, в частности Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в этом случае это недопустимо: