Фрагмент для ознакомления
2
1.Поспешин, управляя автомобилем, превысил установленную максимальную скорость движения, двигаясь со скоростью 130 км/ч на участке дороги, где было разрешено движение со скоростью 80 км/ч. Навстречу ему внезапно выехал Вепрев, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, ехавший со скоростью 170 км/ч, в нарушение ПДД пересекший двойную линию сплошной разметки и выехав на встречную полосу движения. Поспешин применил экстренное торможение, однако не смог предотвратить столкновения. В результате погиб пассажир в автомобиле Вепрева. Судом с помощью эксперта установлен факт избежать столкновения, если бы Поспешин не превысил скорости. Имеется ли причинная связь между действиями Поспешина и смертью пассажира?
Если в результате исследования установлено, что Поспешин имел техническую возможность предотвратить столкновение, эксперт может сделать вывод, что причиной происшествия, с технической точки зрения, явились его действия, не соответствующие требованиям Правил движения (ст. 33). Действия Вепрева также находились в причинной связи с происшествием и являлись необходимым условием его возникновения.
Аналогичный вывод можно было бы сделать и в том случае, если к моменту столкновения Поспешин мог снизить скорость движения до величины, при которой возможность возникновения тяжких последствий в результате столкновения практически исключена (например, до 10 - 20 км/час).
Если же эксперт установит, что Поспешин не имел возможности существенно снизить скорость движения автомобиля к моменту столкновения, он может сделать вывод о том, что действия Поспешина, не соответствующие требованиям Правил движения, не находились в причинной связи с происшествием, тогда причиной происшествия являлись не соответствующие требованиям ст. 66 Правил движения действия Вепрева.
Таким образом, на момент внезапного выезда Вепрева, который Поспешин не мог предвидеть, технической возможности предотвратить столкновение уже не было, несмотря на намерения Поспешина его предотвратить (экстренное торможение).
Следовательно, виновным в смерти пассажира является Вепрев, также совершивший нарушение правил дорожного движения и эксплуатации автотранспорта, которые являются объектом преступления, предусмотренного, в данном случае (по причине смерти пассажира по неосторожности Вепрева и нахождения самого Вепрева в состоянии алкогольного опьянения) частью 4 ст. 263 УК РФ, где наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Субъект преступления в данной статье специальный – лицо, управляющее транспортным средством.
2.Часовой Максюта охранял хранилище авиаприпасов, представлявшее собой несколько десятков ящиков с боекомплектами, сваленных в кучу под открытым небом по указанию командира части подполковника Сарафанова. Температура воздуха составляла +30. Максюта отомкнул от автомата штык и стал им со скуки ковырять трассир ракеты-мишени-заряда, который горит очень сильным пламенем для имитации работы авиадвигателя. Трассир вспыхнул. Солдат, испугавшись, метнул его прямо в ящики с боеприпасами, а сам бросился бежать в сторону охраняемого объекта. В течение полутора суток ящики горели и взрывались. В результате взрывов и пожара погибли двое военнослужащих, охранявших объекты с боеприпасами, сгорело четыре складских помещения помимо хранилища с боекомплектами. Как оценить поведение Максюты? Есть ли вина в его поведении? Если да, то какая?
Часовой есть лицо неприкосновенное. Неприкосновенность часового заключается: в особой охране законом его прав и личного достоинства; в подчинении его строго определенным лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему; в обязанности всех лиц беспрекословно исполнять требования часового, определяемые его службой; в предоставлении ему права применять оружие в случаях, указанных в Уставе гарнизонной и караульной служб.
Часовой обязан: бдительно охранять и стойко оборонять свой пост; нести службу бодро, ничем не отвлекаться, не выпускать из рук оружия и никому не отдавать его, включая и лиц, которым он подчинен; не оставлять поста, пока не будет сменен или снят, хотя бы жизни его угрожала опасность; не допускать к посту ближе расстояния, указанного в табеле постам и обозначенного на местности, никого, кроме начальника караула, помощника начальника караула, своего разводящего и лиц, которых они сопровождают, а также дежурного по воинской части (караулам), в случае, если лица, которым он подчинен, погибли или не имеют физической возможности прибыть к нему; отдавать воинскую честь начальникам, которым он подчинен, и другим начальникам, прибывшим на пост в их сопровождении.
Часовой должен: уметь применять находящиеся на посту средства пожаротушения, знать маршруты и графики движения транспортных средств караула, их опознавательные знаки и сигналы; отвечать на вопросы только лиц, которым он подчинен, и прибывших для проверки.
Часовому запрещается: спать, сидеть, прислоняться к чему-либо, писать, читать, петь, разговаривать, пить, курить, отправлять естественные надобности, принимать от кого бы то ни было и передавать кому бы то ни было какие-либо предметы, досылать без необходимости патрон в патронник.
Часовой у огнеопасного хранилища (склада), кроме того, обязан:
не допускать кем бы то ни было курения, разведения огня, стрельбы, а также пользования осветительными приборами, не предусмотренными табелем постам, около охраняемого объекта ближе расстояния, указанного в нем;
не допускать в хранилище (на склад) в обуви и с фонарями, не предусмотренными табелем постам, а также с холодным и огнестрельным оружием.