Фрагмент для ознакомления
2
Концепция теории бизнеса (по П.Ф.Друкеру).
Идеи П.Ф. Друкера (1909-2005), классика менеджмента, актуальны и по сей день практически во всех странах мира, включая Россию. До сих пор многие российские ученые занимаются анализом его творчества, изучая вклад Друкера в теорию и практику менеджмента XX века и проводя параллели с современностью.
Питер Друкер - автор 39 книг, изданных более чем на 70 языках, и множества статей. Он консультировал 13 правительств, крупные компании и корпорации.
Становлению менеджмента в значительной мере способствовала его книга «Концепция корпорации», написанная на основе материалов, собранных в ходе исследования компании «Дженерал Моторс». В этой работе он утверждает, что крупное бизнес-предприятие - это самый важный институт любого общества. Исследованиям сферы менеджмента учёный посвятил многие годы.
П.Друкер был одним из первых исследователей, которые наблюдали за процессом трансформации экономики промышленности в экономику знаний и пытались дать оценку новым явлениям экономического развития. Ещё в 1969 году он поставил вопрос о роли высококвалифицированных специалистов, тогда как большинство учёных, исследовавших проблемы бизнеса, основное внимание, по-прежнему, уделяли производительности работников физического труда. В начале 1960-х годов П. Друкером введены термины «труд по созданию знания» (knowledqe work) и «работник, создающий знание» (knowledqe worker). В работе «Посткапиталистическое общество» он изложил свои мысли о переходе к обществу знаний, где «...основним экономическим ресурсом» уже будет не капитал, природные ресурсы или труд. Им есть и будет знание, а главную роль будет играть «работник, создающий знание».
Большое значение в экономической теории имеет вопрос о сближении процессов добывания знаний, технического прогресса и внедрения новаций. П. Друкер отмечает: «Сегодня знания систематически и целенаправленно применяются с целью определить, какие новые знания будут необходимы, является ли получение таких знаний целесообразным и что необходимо сделать, чтобы обеспечить эффективность их использования. Другими словами, знания используются для систематических нововведений и новаторства».
«Концепция корпорации» (1946). Когда руководители General Motors приглашали Друкера для создания книги о компании, они ожидали, что итогом его работы станет яркое описание успеха GM. То, что в итоге получилось, несколько отличалось от задуманного: Друкер не только рассказал об успехах, но и заглянул в будущее.
General Motors дала Друкеру возможность проверить на практике теорию, которую он выдвинул в работе «Будущее промышленного человека», а именно: организация является системой не только экономической, но и социальной.
В «Концепции корпорации» рассматривается вопрос: должна ли система прошлого — надежная система объективных правил и процедур на всех уровнях организации — остаться в будущем мире глобальной конкуренции новых общественных ценностей, автоматизации, ориентации на качество и работников умственного труда (или информационных работников).
Конвейер, по его мнению, становится причиной непродуктивности, поскольку работа протекает в очень медленном темпе. Персонал демотивирован, так как не видит конечного продукта, а инициатива подавляется излишними проверками, правилами и контролем. Бюрократические преграды замедляют процесс принятия решений, порождают соперничество в коллективе и мешают созданию самоуправляющихся коллективов (этот термин Друкер ввел для обозначения персонала, получившего полномочия).
Он перечислил преимущества децентрализации, эту идею немедленно оценили критики и взяли на вооружение предприятия. Но Друкер предположил, что строгая иерархическая система GM окажется неспособной быстро реагировать на грядущие изменения.
Наибольшее расхождение между Друкером и GM состояло в том, что последняя рассматривала персонал как статью затрат, тогда как Друкер видел в нем ресурс, который лучше удовлетворит клиентов при условии, что сотрудник будет больше заинтересован в работе и сможет получать от нее удовлетворение. Таким образом, «Концепция корпорации» на десятилетия опередила свое время в отношении идей делегирования и самоуправления.
Хотя президент компании Альфред Слоун — директор и движущая сила успеха компании — не располагал временем для книги, в начале 1950-х Друкер был консультантом Слоуна по открытию Школы управления при МТИ. Он
Фрагмент для ознакомления
3
1. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI в. /Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010.
2. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения/Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011.
3. Лукачева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения. Учебник для специальности «Менеджмент организации». - М.: Омега-Л, 2010.
4. Сивова С.А. Социально-управленческий стиль мышления. Дис. ... докт. социол. наук. - Саратов, 1999. - 353 с.
5. Смирнов Э.Л. Разработка управленческих решений. Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.