Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Финансово-кредитная система - это совокупность относительно обособленных и одновременно взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, управляемых специальным финансовым аппаратом. Понятие «финансово-кредитная система» употребляется и в смысле совокупности финансово-кредитных учреждений страны.
Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансово-кредитную систему страны. Многозвенность системы способствует большей ее гибкости и эффективности.
От состояния финансово-кредитной системы государства существенным образом зависит степень защищенности и устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам, что имеет первостепенное значение для государственного суверенитета.
Важнейшим принципом организации и функционирования финансово-кредитной системы РФ является принцип государственного регулирования. Бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений, развитие суверенного государства на прямую зависят от процесса образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, составляющих содержание финансовой деятельности государства. Для любого подлинно суверенного государства вопросы управления финансово-кредитной системой, разработка и проведение в жизнь единой денежно-кредитной политики, защита, обеспечение устойчивости национальной валюты и национальной банковской системы, вопросы финансовой деятельности имеют стратегическое значение и всегда актуальны, составляя часть содержания понятия «экономическая безопасность государства».
Регулирующее государственное воздействие на финансовые отношения в пределах своей компетенции оказывают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума РФ, Правительство РФ, Центральный Банк Российской Федерации.
В современных условиях экономика любого государства имеет в своем составе такой важный элемент, как банковская система. Эта система создает необходимые условия для накопления свободных денежных средств через процесс их непосредственного вовлечения в официальный денежный оборот, перераспределяет денежный капитал, а также исполняет функции платежного и расчетного механизма хозяйственной деятельности страны. Непосредственными исполнителями данных функций являются коммерческие банки.
Основной целью финансово-кредитной системы является реализация кредитного процесса экономической системы согласно трем экономическим агентам - населению, предпринимателям и государству. Если брать в рассмотрение данный аспект, следует выделить, что банковская система России не довольно развита в этом плане. Предоставлением кредитов населению занимается в большей степени только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает незначительное место среди операций коммерческих банков. Сейчас банковская система - это одна из важнейших структур рыночной экономики и народного хозяйства. Банковские учреждения, осуществляя денежные расчеты и предоставляя кредиты хозяйствам, играют роль посредников в процессе перераспределения капиталов.
1.Финансово-кредитная система в Российской империи
Предпосылки для возникновения современной банковской системы появились ещё в XVIII веке. Именно в то время начали создаваться различные кредитные организации, которые свободно можно назвать прототипом современного банка, издавались разнообразные законы, которые были призваны регулировать деятельность подобных организаций, а также в силу вступали разного рода денежные реформы. Созданный в 1733 г. государственный ссудный банк, становится начальной стадией развитие банковской системы
Поиск удобных в обращении денежных знаков, а также фискальный расчет вызвали введение первых бумажных денег - ассигнаций - в 1769 году. Опыт их внедрения был поначалу чрезвычайно удачен, чему в немалой степени способствовало проходившее одновременно становление банковской системы. С момента своего появления ассигнации должны были беспрепятственно размениваться на медные деньги, которыми обеспечивался их выпуск. Обесценение бумажных ассигнаций приводило к обесцениванию медной монеты, что в свою очередь нарушало соотношение стоимости медных, серебряных и золотых монет.
Ассигнации первого образца выпускались достоинством в 25, 50, 75 и 100 руб. Они действовали до 1786 года, когда были изъяты из обращения из-за значительного количества подделок. Чаще всего 25-рублевые ассигнации “исправлялись” на 75-рублевые, которые вообще перестали выпускаться. В 1787 году начались выпуск ассигнаций нового образца и безудержная эмиссия. Ведение русско-турецкой войны и содержание пышного двора императрицы требовали неуклонного увеличения средств. К началу 90-х годов дефицит бюджета достигал уже 15 млн руб., что восполнялось увеличением выпуска ассигнаций, не обеспеченных звонкой монетой. Правительство наращивало денежную массу. К концу царствования Екатерины Великой в обращении находилось более 157 млн руб. Серебряный рубль приравнивался к четырем рублям медью, и в обращении появились две единицы: рубль серебряный и рубль ассигнационный. Павел I, обещавший прекратить эмиссию и начавший чеканить свои медные монеты по 16-рублевой стопе, не смог справиться с проблемой. В обращении уже находилось более 200 млн руб., что привело к резкому падению курса ассигнаций. Страна нуждалась в новой широкомасштабной денежной реформе.
В XVIII веке в денежном обращении России произошли значительные изменения. Была создана устойчивая денежная система, просуществовавшая ни один век. Основу ее составил рубль. Полностью утвердилась монополия государства на чеканку серебряной и золотой монеты. Во второй половине XVIII века было введено бумажное денежное обращение, оказавшее значительное влияние на последующее развитие финансовой и экономической политики российского государства.
Финансовая политика Российской империи в XVIII веке складывалась по мере проведения административных реформ государственного аппарата и усиления бюрократии, укрепления централизованного унитарного государства и наступательной внешней политики. Вслед за потребностями государства шло создание органов по управлению финансами, формирование бюджета, усовершенствование налоговой и создание кредитной системы.
В конце Северной войны Петр I приступил к реформе государственного аппарата. За образец была взята швейцарская система центральных учреждений, действовавших на принципах камерализма. Создание коллегий было одной из важнейших составных частей реформы. В 1717 году определились с названием коллегий и их компетенцией. Начался набор штата служащих. Финансовые функции обеспечивали три коллегии: камер- коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-кол- легия. В 1719 году был создан первый Регламент, определивший обязанности коллегий. Камер-коллегия обеспечивала сбор доходов, руководила работой губернских и уездных финансовых учреждений; штатс-контор-коллегия распределяла средства, надзирала за их целевым использованием; ревизион-коллегия обеспечивала общий контроль за расходами и доходами. В отличие от приказов, каждая коллегия имела общегосударственную компетенцию с четким разграничением их функций и подчинением разветвленной сети местных финансовых учреждений. Это способствовало усилению роли государства в управлении финансами и отечественной промышленностью. Созданные Петром Великим коллегии просуществовали до 1802 года - до проведения Александром I министерской реформы.
В последующие годы наблюдались значительные отступления от петровских идей и начинаний, что искажало и деформировало государственный аппарат и сделало настоятельной необходимостью проведение новой реформы финансового управления. Созданная коллегия экономии (1763) и проведенная секуляризация церковных земель (1764) сумели снять на какое-то время остроту финансовых проблем. Реорганизация центральных органов финансового управления была растянутой по времени и проводилась постепенно, что вообще было свойственно Екатерине II как политику и государственному деятелю. Постепенно все руководство финансами государства сосредоточилось в руках генерал-прокурора Сената, при котором создаются новые учреждения - экспедиция о государственных доходах и казначейство. С проведением в 1775 году губернской реформы реорганизация органов финансового управления затронула и провинцию. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты. Учреждались должности губернских и уездных казначеев, которые были обязаны хранить собранные деньги. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но обошлось казне в круглую сумму - 30 млн руб. При Павле I была учреждена должность государственного казначея и восстановлена камер-коллегия. Все это явилось переходным периодом для проведения более основательной министерской реформы начала XIX века.
В XVIII веке впервые возникает понятие “государственный бюджет” как общий финансовый закон, утверждаемый верховной властью страны. Лично
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. //Российская газета, 19 января 2009 г.
2. Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 08.07.2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями)
3. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 03.02. 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Леонтьева, Е. А. Механизм кредитно-денежной трансмиссии в России / Е.А. Леонтьева. - М.: Издательский дом «Дело», 2015. - 120 c.
5. Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика : учеб. пособие. М.: МФПА, 2011.
6. Моисеев, С. Р. Денежно-кредитная политика. Теория и практика / С.Р. Моисеев. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2015. - 784 c.
7. Соколов Ю. А., Дубова С. Е., Кутузова А. С. Организация денежно-кредитного регулирования. М.: ФЛИНТА, НОУ ВПО «МПСИ», 2011.
8. Сокольников, Г.Я. Новая финансовая политика на пути к твердой валюте / Г.Я. Сокольников. - М.: Наука, 2015. - 336 c.
9. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. М., 2010. С. 31-55.
10. Фетисов, Г. Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации. Национальный и региональные аспекты / Г.Г. Фетисов. - М.: Экономика, 2015. - 512 c.
11. Юровский, Л. Н. Денежная политика Советской власти (1917-1927). Избранные статьи / Л.Н. Юровский. - М.: Начала-Пресс, 2016. - 422 c.