Фрагмент для ознакомления
2
Свобода журналистики: как я её понимают
1. Постулаты статьи Ленина «Партийная организация и партийная литература».
1) В самом начале своей статьи Владимир Ленин критикует правительство за то, что они не допускают к легальной печати газету социал-демократов «Известия Совета Рабочих депутатов». Владимир Ильич осуждает, что представители власти не готовы меняться, идти вперёд — к лучшей жизни. А существующая легальная пресса лишь умалчивает о текущих проблемах.
2) Ленин говорит о том, что литература должна стать партийной, то есть общим достоянием партийной организации. Таким образом, она лишается индивидуализации.
«Литература должна стать партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгашеской печати, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, "барскому анархизму" и погоне за наживой, -- социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме».
Принцип партийной литературы по Ленину заключается в том, чтобы литература должна служить только интересам партии. Ни в коем случае не быть орудием наживы, так как это пережиток прошлого буржуазного века. То есть должна иметь стропроцентное распространение и быть доступной.
«Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, "колесиком и винтиком" одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы».
3) По мнению Ленина, литературное дело должно стать сродни механизму, винтику, обслуживающему интересы партии. Но в то же время он говорит, что в ней должно быть место личной инициативе, индивидуализации языка и простору фантазии. Получается Владимир Ильич сам себе противоречит. Если литература — это слаженный механизм, где всё должно работать по одним и тем же законам и по накатанной системе. Но где тут уже найдётся место для творчества.
«Хромает и мое сравнение литературы с винтиком, живого движения с механизмом. Найдутся даже, пожалуй, истеричные интеллигенты, которые поднимут вопль по поводу такого сравнения, принижающего, омертвляющего, "бюрократизирующего" свободную идейную борьбу, свободу критики, свободу литературного творчества и т. д., и т. д. По существу дела, подобные вопли были бы только выражением буржуазно-интеллигентского индивидуализма. Спору нет, литературное дело менее всего поддается механическому равнению, нивелированию, господству большинства над меньшинством. Спору нет, в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простору мысли и фантазии, форме и содержанию».