Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Внимательно прочитайте кейс «Упадок Yahoo». Ответьте на вопросы:
1. Составьте список проблем организации, с которой она столкнулась.
Одной из проблем компании было то, что руководство воспринимало компанию так, как будто она находилась на стадии предпринимательства и приветствовала антикорпоративный стиль управления. Вторая проблема - неспособность менеджеров компании делегировать свою власть. Третья проблема – «Банда шестерых». Большинство топ-менеджеров, попавших в компанию в результате поглощения малых фирм, в итоге ее покинули
2. Охарактеризуйте причины, вызвавшие эти проблемы.
Руководство воспринимало компанию так, как будто она находилась на стадии предпринимательства, руководство не готово было функционировать профессионально и делегировать свои полномочия, распределять руководящие обязанности, «Банда шестерых не принимала никого в руководящий состав.
3. Какие рекомендации по выходу организации из кризиса в отношении изменения структуры вы могли бы сформулировать.
Необходимо было выходить на соответствующий объемам компании стиль управления, это – крупная корпорация, а, значит, необходим штат управленцев, которые сделают работу компании эффективной.
4. Что означает в данном контексте антикорпоративный стиль управления компанией? В чем состоят его недостатки?
Контроль осуществляют сами собственники, сами принимают решение, не доверяют принятие решений менеджерам среднего звена.
Недостатки: отсутствие дисциплины, формальных правил и систем контроля, неорганизованность в работе (нет полноценных полномочий у менеджеров).
5. Какие трудности можно ожидать в Yahoo в ближайшей перспективе? С каким этапом развития структуры могут быть связаны проблемы организации, какие в кейсе есть подтверждение этому?
Трудности: как компания переживет новую стадию цикла - стадию формализиции; возврат к старым методам управления.
Этап 1: Творчество. (Творческая или хаотичная, «интуитивная» фаза роста)
На очень раннем этапе создания и роста организации часто ударение делается в очень сильной степени на «продукт», его разработку и его рынок (рынки). Эта фаза творческой эволюции имеет свои особые характерные черты:
- Основатель (основатели) компании обычно обладают какими-либо техническими или предпринимательскими навыками, умениями, способностями. Они не столько фокусируются на менеджерские функции, сколько на производство и продажу нового «продукта» (услуги).
- Общение между сотрудниками довольно интенсивно и носит скорее неформальный характер.
- Долгие часы работы вознаграждаются сравнительно невысокими (средними) зарплатами, в придачу с надеждами или обещаниями будущей выгоды от участия в собственности.
- Управление деятельностью подчинено имеющимся капитальным ресурсам и характеризуется постоянной связью с соответствующими рыночными нишами.
Подтверждения:
- «основатели Янг и Фило не хотели заниматься делами компании, предпочитая собственно технологию»;
- «большинство топ-менеджеров, попавших в компанию в результате поглощения малых фирм, в итоге ее покинули. То же самое происходит и среди менеджеров среднего звена, которых не устраивает невозможность принимать решения и самостоятельно дейст¬вовать без одобрения «сверху».
6. На что была направлена проведенная Терри Семелом реорганизация? На какие именно социальные процессы, отношения, климат она повлияла?
«Семел быстро установил формальные правила и системы контроля, наделил полномочиями новых многочисленных менеджеров, пришедших в компанию вместе с ним, и внес в организацию, раздираемую внутренними распрями, здоровое дисциплинарное начало. Хотя многих старых сотрудников не радуют более бюрократический стиль, изменения, проведенные Семелом, весьма существенно повлияли на продажи и прибыли компании».
7. Охарактеризуйте особенности внешней среды, в которой действует компания. Как эти характеристики среды и ее развитие повлияли на структуру организации?
Данная среда очень динамична и неустойчива. Так же она открыта для большого количества конкурентов, что вызывает некоторые трудности для укрепления в этой нише. Организации подобного типа всегда необходимо соответствовать требованиям времени. Антиуправленческий стиль управления хорошо работал пока экономика переживала подъем и новые интернет-компании, нуждавшиеся в рекламных услугах Yahoo!, появлялись каждый день. Экономика циклична, поэтому со временем приходится устанавливать в компании усиленную бюрократию и стремиться к стабильности, чтобы оградить себя от возможных рисков.
8. Предположите, как влияет эта внешняя среда на структуру жизни разных подразделений внутри организации.
Внешняя среда требует изменений во внутренней структуре. То есть необходимо переходить от антиуправления к формализации. От управленческого неравенства между управляющими и нижестоящими менеджерами к формализации и делегированию полномочий.
Кейс «Упадок Yahoo»
Все началось в 1994 году, когда Джерри Янг (JerryYang) и Дэвид Фило (DavidFilo) два выпускника Стэнфордского университета, разработали одну из первых поисковых систем, облегчающих поиск нужной информации. Сначала это было их хобби, и программа работала в рамках университетского городка. Поощряемые растущей популярностью услуги, они быстро превратили свое увлечение в бизнес, назвали свое дело Yahoo!, наняли несколько студентов Стэнфорда, не жалевших времени на то, чтобы бизнес встал на ноги. Рост компании был быстрым, но оба ее основателя Янг и Фило не хотели заниматься ее делами, предпочитая собственно технологию. В 1995 году пост генерального исполнительного директора занял Тим Кугл (TimKoogle). При нем прибыль компании, осуществлявшей автоматический сбор данных и имеющей специальное оборудование, достигла 400 млн. долларов.
Имея шестерых сотрудников, включая Кугла, опытного в бизнесе, Yahoo! взлетела подобно ракете и стала обладателем одного из известнейших брендов в Интернете. Шестеро сотрудников быстро превратились в тысячу, а затем в три тысячи, Yahoo! покупала малые компании везде где только можно. Проблема заключалась в том, что компания работала так, как будто она по-прежнему находилась на стадии предпринимательства. Генеральный директор Тим Кугл много сделал для сплочения людей на базе единого мировоззрения, однако он легко и естественно воспринял антикорпоративный стиль управления компанией и не смог внедрить формальных систем, необходимых для контроля за быстрорастущей организацией. Более того, внешние наблюдатели говорят, что основная проблема Yahoo! - это неспособность менеджеров компании делегировать свою впасть, «Банда шестерых», нанятых компанией самыми первыми, превратилась в некий секретный клуб, в который больше никто не может проникнуть. Большинство топ-менеджеров, попавших в компанию в резуль¬тате поглощения малых фирм, в итоге ее покинули. То же самое происходит и среди менеджеров среднего звена, которых не устраивает невозможность принимать решения и самостоятельно дейст-вовать без одобрения «сверху». «Невозможно управлять компанией, имеющей три тысячи сотрудни¬ков и двухмиллиардные прибыли, командой из четырех-пяти менеджеров», - сказал Билл Бишоп (BillBishop), сооснователь и вице-президент компании CBS MarketwatchInc., один из рекламодателей Yahoo!. - Такая схема не работает».
Yahoo! угасает так же быстро, как и возникла.