Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Достижения древней и средневековой Индии в области науки на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далеких ее соседей.
В Древней Индии философия достигла очень высокого развития. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности.[3, 58]
Высокий уровень развития, которого достигла индийская астрономия, уже является доказательством успехов индийцев в математике. Индийцы изобрели числительные, десятичная система счисления, являющаяся наряду с письменностью одним из важнейших достижений человечества, с общего согласия авторитетных историков признана изобретением индийцев. Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Сложно переоценить их влияние и на сегодняшний научный мир и духовные искания людей.
Течения, зародившиеся в рамках древнеиндийского философского знания, такие как йога и буддизм, на сегодняшний день необычайно популярны и имеют большое количество последователей, что явно свидетельствует о том, что их доктрины не утратили своего смысла и все еще привлекают внимание человеческого разума.
Целью данного исследования стало – рассмотреть развитие философского знания в древнеиндийском периоде.
Объект исследования – философия древнеиндийского периода.
Предмет исследования – специфика философского знания Индии.
Исходя из цели, формулируются задачи:
1. Определить проблемы философии представленного периода.
2. Рассмотреть различные философские учения времени.
3. Оценить влияние философских доктрин на развитие общества.
Методологической базой исследования стали работы Кулланды С. В., Русанова М. А., Сергеева В. К., Панова Е. Г. и других.
Исследование состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
1. Гуманистичность философии, и ее этические концепции в ведический период
Поиски человеком своего духовного начала и места в мире, вероятно, начинаются в тот самый момент, когда человек в целом начинает осознаваться себя. Поэтому всем древним культурам не чужда философская проблематика, часто сосредоточенная на проблеме единства и противопоставления человека с окружающим миром, а так же поиске человеком своего пути развития.[1, 142]
Древнеиндийскому периоду развития философии принадлежат самые ранние из известных на сегодня источники философской мысли – веды. Период их создания можно сравнить с зарей духовной мысли человечества.
По словам видного индийского философа президента Индийской Республики доктора Сарвепалли Радхакришнана, «индийская мысль заслуживает изучения не просто как явление, вызывающее интерес у исследователей глубокой старины. Размышления отдельных мыслителей или идеи прошлого не лишены ценности. То, что некогда вызывало интерес у мужчин и женщин, не может целиком потерять свое жизненное значение».[5, 48]
В истории индийской философии различают 4 периода:
1) ведийский (1500 - 500 гг. до н. э.);
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. - 1000 н. э.);
3) постклассический – 10-18 вв.;
4) новая и современная индийская философия.
К древнеиндийской философии относят ведийский период и часть классического с 6 века до н.э. по 2 век до н.э.
Много спорного имеется в освещении общественного строя Индии в период древности. Во второй половине второго тысячелетия до н. э. в Индии, в долине реки Ганг и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада, складывалось классовое общество. Вопрос о том, что конкретно представляло собой это общество, до сих пор остается нерешенным. Хотя рабство в Индии было явлением весьма распространенным, оно не играло решающей роли в способе производства, как это имело место, например, в Древней Греции или Риме.
Существенным отличием индийской философии от западной на всем протяжение ее с развития, с древности, является ее непрерывное и последовательное течение, без резкой смены парадигмы, что характерно для западной философии. Первые философские тексты Древней Индии содержатся в ведах. Почти вся философская литература Индии представлена на санскрите.[4, 230]
Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскрита знание, ведение) – сборниках гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов.
Веды датируются серединой 1-2 тысячелетия до н. э., точно установить период представляется затруднительным. Авторство большинства вед не сохранилось в истории, но их тематику можно осветить с уверенностью: философская мысль древности обращалась к человеку и его взаимодействию с миром.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Клопыжникова А. А., Ромах Н. И. Научное наследие Древней Индии // Аналитика культурологии. 2007. №9. С.141-143
2. Кулланда С. В., Русанов М. А. Васильков Я. В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». СПб.: Европейский дом, 2010. 400 с. , илл. // Антропологический форум. 2012. №17. С.262-268
3. Панов Е. Г. Философия Древней Индии: проблемные вопросы преподавания // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2016. №1 (21). С.57-62
4. Сергеев В. К. Истоки гуманистических исканий философской мысли Древнего Востока // Вестник науки Сибири. 2012. №1 (2). С.231-236
5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / под ред. И.Т. Фролова и др. – М.: Политиздат, 1991. – 463 с.
6. Шевчук М. А. Место Бхагавад-гиты как она есть» А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады в системе ценностей традиционного индуизма // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. №4 (24). С.194-199