Фрагмент для ознакомления
2
А1. Поясните, в чем заключается различие между понятием «бытие» и понятием «все существующее»? Продемонстрируйте, почему философское понимание действительности не может удовлетвориться понятием «все существующее».
Б1. «Не мыслям надобно учить, а мыслить» (И.Кант). Что имеется ввиду? В чем, в таком случае, должно состоять образование?
В12. Что такое тоталитаризм? Можно ли быть счастливым в тоталитарном обществе?
А1. Поясните, в чем заключается различие между понятием «бытие» и понятием «все существующее»? Продемонстрируйте, почему философское понимание действительности не может удовлетвориться понятием «все существующее».
Категории «сущее» и «бытие» имеют один источник - понятие ov, возникшее в мышлении Древней Греции, где в умозрительном построении целостной панорамы мироздания и выявлении его скрытой сущности оно находилось в одном ряду с понятиями «быть» (etvai), «субстанция» (ov eia), «сущность» (ecu). Применение этих категорий позволяло не только выстроить картину мира, но и давало ключ к пониманию должного человеческого существования, специфики формируемой в целостном универсуме культуры, поэтому так важно их дифференцировать и не объединять их под понятием «все существующее». Ниже приведем доказательства, основанные на трудах великих философоф.
В античной философии категории «бытие» и «сущее», представлявшие подлинность существования существующего, противопоставлялись всему отсутствующему или мнимому «не сущему», а также множеству изменчивых и временных «сущих». По этой причине «бытие» и «сущее» воспринимались как синонимы, что отразилось и в передаче античного наследия. Так, в выполненном С. С. Аверинцевым переводе труда «Ти-мей» Платона говорится о том, «что есть вечное не имеющее возникновения бытие и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее». В пересказе же Секста Эмпирика, переведенном А. Ф. Лосевым, это же высказывание выглядит так: «Что такое вечно сущее, но не становящееся и что такое становящееся, но никогда не сущее?»
Между тем, античная мысль не ограничилась пониманием неисчерпаемой неизменности бытия сущего, представив его и в бесконечной вариативности. Эта позицию занял Аристотель, который заявил: «Сущим называется, с одной стороны, то, что существует как привходящее, с другой - то, что существует само по себе». Он доказывал: «Видов движения и изменения столько же, сколько и видов сущего» - показав, что в универсуме, наряду с неизбывным и вечным (сущим-бытием самим по себе), идет постоянное становление, изменение и развитие (привходящее и уходящее бытие-сущее). Данное понимание выразилось в противопоставлении того, что существует, тому, что существует. В дальнейшем движении философской мысли то, «что» существует (субъект), обозначилось категорией «сущее», а что «существует» (предикат), - категорией «бытие».