Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Иван Сергеевич Тургенев(1818-1883) – один из наиболее значимых писателей в русской литературе девятнадцатого века, внесший значительный вклад в развитие русской литературы.
Картина современной жизни в произведениях Тургенева представлена романтичной, овеянной верой в творчество, в любовь и в искусство. Тургенев был убежден в том, что литература помогает обществу в его движении и развитии с идеологической и исторической точки зрения. Творчество Тургенева во многом стало новым в русской литературе .
Его ценность не измерить, но, несомненно, творчество Ивана Сергеевича Тургенева – одно из самых значимых явлений в русской литературе. К новшествам, созданным этим автором, можно отнести:
Обсуждение «вечных» актуальных проблем во взаимоотношениях в обществе. Тема любви, тема «отцов и детей», тема надежды, бессилия, обиды – все это ярко показано в произведениях И. С. Тургенева.
Целью данной работы является рассмотрение темы любви и смерти в романах Тургенева «Накануне» и «Отцы и дети».
1 Концептуально-реферативная часть
Тема любви – одна из ключевых в произведениях И.С. Тургенева. Романы автора охватывают одновременно несколько актуальных проблем, но любовная тематика занимает особое место в творчестве писателя.
Тему любви Тургенев поднимает, к примеру, в романе «Накануне». Елена – образец верной, любящей жены, которая готова на все ради своего возлюбленного. Даже после смерти Инсарова девушка остается верной своему мужу и его убеждениям. Она готова бросить все, что у нее было до этого, пренебрегать своими желаниями ради любимого человека и его идеи. Героиня присоединилась к болгарскому революционному движению и стала бороться за свободу чужого народа, то есть продолжила дело Инсарова. Автор часто наделяет женщину способностью сильно любить, это, по мнению писателя, главная добродетель слабого пола.
В «Накануне» Шубин и Берсенев нужны Тургеневу не только для того, чтобы оттенить «нехудожественность» Инсарова (эта задача решается на первом этапе). У Инсарова, первоначально ничего общего с красотой не имеющего, возникнут особые отношения с ней − такие, которые не могут сравниться ни с шубинскими, ни с берсеневскими.
Все, что случится с Инсаровым, тоже не будет соответствовать шубинскому условию, хотя Инсаров, в отличие от Базарова, обретает любовь взаимную. И это обретение не отталкивает его от красоты, а, напротив, ставит его на границе такой смертельной с ней близости, где не может быть ни невнятной немоты, ни внятного языка, на границе формы и бесформености: «Тишина блаженства, тишина невозмутимой пристани, достигнутой цели, та небесная тишина, которая и самой смерти придает и смысл и красоту, наполнила ее всю своею божественной волной. Она ничего не желала, потому что она обладала всем. «О мой брат, мой друг, мой милый!..» − шептали ее губы, и она сама не знала, чье это сердце, его ли, ее
Фрагмент для ознакомления
3
1) Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма. Russian literature. 1974; 7/8: 47 – 82.
2) Пахомова А. Е. Молодые тургеневеды о Тургеневе // Сб. статей. М., 2006. С. 35–47.
3) Пустовойт П. Г. В поисках гармонии (И. С. Тургенев — художник слова). Филологические науки. 1996. № 1. С. 35–45.
4) Тургенев, И.С. Полн собр. соч. и писем: в 30 т.; Сочинения: в 12 т. – М.: Наука, 1978-1981; Т. VI. – М.: Наука, 1980. – 495 с. Т. VII. –М.: Наука, 1980. – 559 с