Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Ритмическое построение поэтического произведения 5
2. Особенности ритмического построения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» 9
Заключение 15
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данном исследовании, связана с тем, что каждое поэтическое произведение характеризуется своими особенностями, в том числе стилевыми, языковыми и ритмическими. Кроме того, у каждого поэта есть собственная манера создания поэтического текста, он использует наиболее интересные, по его мнению, стилистические приемы, и самый яркий и запоминающийся ритмический рисунок.
Н.А. Некрасов уделял ритмике своих поэтических произведений особенное внимание. За счет специфических ритмических приемов он создавал особое настроение в своих произведениях, формировал специфический эмоциональный фон для восприятия читателем событий и мыслей, которые поэт хотел вложить в лирическое повествование.
Н.А. Некрасов относился к плеяде поэтов XIX века – времени, когда требования к построению лирического произведения изменились по сравнению с предыдущими эпохами. Именно в этот исторический период стало возможно использование разнобоя размеров, тогда как в XVIII веке от поэтов требовалось соблюдение строгого размера стиха.
При этом в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо?» Н.А. Некрасов задает изначально традиционный стихотворный размер, который впоследствии, на протяжении развития повествования, меняется.
Цель исследования – провести анализ особенностей ритмики в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?».
Объект исследования – поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?».
Предмет исследования – особенности ритмики в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать принципы ритмического построения поэтического произведения.
2. Проанализировать особенности ритмического построения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?».
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых актов, описательный, сравнительный, хронологический, обобщение, классификация, моделирование.
Теоретическая значимость исследования обусловлена изучением научной литературы по проблеме ритмического построения поэтических произведений. Собранные данные могут быть полезны для продолжения научной работы в данном направлении.
Практическая значимость исследования связана с анализом поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорощо?» на предмет выявления их ритмических особенностей. Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны для составления учебных программ и конспектов уроков по литературе.
Структура исследования. Реферат состоит из введения, двух разделов, заключения, а также списка литературы и нормативно-правовых актов.
1. Ритмическое построение поэтического произведения
Поэтическая речь, в отличие от прозаической, – это речь, звучание которой определенным образом упорядочено. Эта упорядоченность создается систематическим повторением определенных звуковых особенностей речи. Именно оно вызывает чувство ритма в потоке речи .
Стихотворение – это речь, которая является ритмично организованной. Если в прозе художественная выразительность речи, в конечном итоге, определяется ее значением (в широком смысле слова), то в стихотворении одним из важнейших элементов выразительности является само ее звучание .
Ощущение ритма вызывается регулярным повторением соразмерных единиц. Соизмеримость не совпадает с тождеством, а лишь предполагает возможность сравнения повторяющихся единиц по одному из важнейших для них признаков. Таким образом, эти средства могут быть самыми разнообразными по своему строению. А это, в свою очередь, приводит к тому, что ритм не позволяет внедриться однообразию в поэтический текст.
Ритм поэзии создается естественным повторением соразмерных речевых единиц. Для создания ритма необходимо, во-первых, чтобы чувствовалось деление речи на единицы и, во-вторых, чтобы эти единицы были, так или иначе, соизмеримы .
Речь разбивается на отдельные сегменты с помощью пауз. Паузы вызваны, в первую очередь, необходимостью делать остановки на вдох. Естественно, мы стремимся сочетать эти паузы с логическими паузами в зависимости от смысла речи. Так возникает простейший ритм речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева, А.П., Федорова, Е.Н., Кривошеева, С.И. Поэтическое произведение: принципы построения и стилистические особенности / А.П. Авдеева, Е.Н. Федорова, С.И. Кривошеева. – Краснодар: Свет, 2020. – 320 с.
2. Баранова, А.В. Поэтика русского стиха / А.В. Баранова. – М.: Мысль, 2018. – 354 с.
3. Вологдина, И.М. Особенности ритмического построения поэтических произведений Н.А. Некрасова / И.М. Вологдина // Сборник статей Томского государственного университета. – 2021. – № 6. – С. 40–53.
4. Иванченко, С.М., Хромова, А.М., Таганова, Т.В. Принципы построения стихотворного текста в контексте русской поэзии: теоретико-практическое исследование / С.М. Иванченко, А.М. Хромова, Т.В. Таганова // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 2. – Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2020. – С. 34–50.
5. Казанцева, Е.В. Поэзия Н.А. Некрасова как объект лингвистического исследования / Е.В. Казанцева // Вопросы языкознания. – 2019. – № 10. – С. 99–107.
6. Макеева, Р.В. Ритмический рисунок поэтического произведения / Р.В. Макеева // Вестник Красноярского государственного университета. – 2015. – № 10. – С. 30–45.
7. Ласточкина, Е.Н., Головина, М.И., Щербакова, А.А. «Некрасовский» стиль поэзии: особенности изучения / Е.Н. Ласточкина, М.И. Головина, А.А. Щербакова // Вестник Нижегородского государственного университета. – 2021. – № 11. – С. 40–49.
8. Некрасов, Н.А. Кому на Руси жить хорошо? Поэма / Н.А. Некрасов // Интернет-библиотека Алексея Комарова. – [Электронный ресурс] https://ilibrary.ru/text/13/p.1/index.html (Дата обращения: 21.12.2021).
9. Носенко, А.А., Фролова, Г.С., Четвертакова, А.В. Поэтическое наследие Н.А. Некрасова: особенности стилистического и ритмического оформления / А.А. Носенко, Г.С. Фролова, А.В. Четвертакова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы литературоведения». – Тамбов: Тамбовский государственный университет, 2021. – С. 100–108.
10. Огорельцева, Н.А., Хохлова, Л.Д., Винокурова, М.Т. Основные принципы построения стихотворного текста (на материале творчества русских поэтов) / Н.А. Огорельцева, Л.Д. Хохлова, М.Т. Винокурова // Сборник статей Рязанского государственного университета. Вып. 1. Литературоведение. – Рязань: Издательство Рязанского государственного университета, 2019. – С. 55–68.
11. Тимофеева, А.П. «Особая» рифма в творчестве Н.А. Некрасова / А.П. Тимофеева // Вопросы литературоведения. – 2017. – № 11. – С. 51–68.
12. Яковлева, А.В. Принципы ритмической организации поэзии Н.А. Некрасова: методологические аспекты исследования / А.В. Яковлева // Педагогический вестник. – 2017. – № 4. – С. 22–31.