Фрагмент для ознакомления
2
Современный этап развития экономики связан с инновационными изменениями в деятельности хозяйственных организаций, которые позволяют им достичь конкурентных преимуществ в постоянно изменяющейся внешней среде. Однако далеко не все руководители положительно настроены на реализацию инноваций в своих организациях, инновационная политика в таких организациях не проводится, что негативно сказывается на их развитии.
Инновационная политика не проводится в организациях по различным причинам, одной из которых является отсутствие знаний у руководителя по теоретическим аспектам данного вопроса.
Данную тему исследовали следующие авторы: Абдулхаирова Э.М., Шрамко И.В., Авдеева Т.В., Алехина А.Ю., Беличенко У.А., Быковская Е.В., Васильчук Е.С., Молодцев Д.М., Гусев И.С. и др.
Объект – управление инновациями. Предмет инновационная политика современного предприятия. Цель – исследовать инновационную политику современного предприятия. Задачи:
определить понятие и сущность инновационной политики предприятия;
выявить особенности инновационной политики туристских предприятий.
1. Понятие и сущность инновационной политики предприятия
В российской экономике понятие инновационной политики впервые было определено на законодательном уровне в Проекте Федерального закона от 1 декабря 1999 года «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике». Закон определил понятие инновационной политики на государственном уровне как часть государственной социально - экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности.
Понятие инновационной политики рассматривается исследователями на различных уровнях: государственном, региональном и уровне предприятия.
Инновационная политика предприятия основывается на государственной инновационной политике, так как последняя является основой для проведения инновационной политики на региональном уровне и уровне предприятия, определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов [11].
Анализ экономической литературы выявил наличие многочисленных исследований по вопросу инновационной политики предприятия.
Инновационная политика, являясь определяющей для инновационной деятельности предприятия и способствующая раскрытию инновационного потенциала [5], представляет систему инновационных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей предприятия [4]. Инновационная политика предприятия взаимосвязана с корпоративной, маркетинговой и финансовой стратегиями, являясь основой для их построения [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дорофеев С.В. Инновационная политика предприятия: практика реализации метода экспертных оценок // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 3. С. 10.
2. Захаров С.В., Коробова Т.С. Инновации и инновационная политика предприятия: технологический аспект // В сборнике: студент: наука, профессия, жизнь. Материалы V всероссийской студенческой научной конференции с международным участием: в 3 частях. 2018. С. 130-134.
3. Захарова Ю.И. Особенности инновационной политики на предприятии нефтегазовой отрасли на примере ООО «ТНГ - ГРУПП» // В сборнике: общество - наука - инновации. сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 121-126.
4. Звягинцева Ю.С., Кобец Е.А. Инновационная политика в области организации труда как фактор развития предприятий // В сборнике: Фундаментальные основы, теория, методы и средства измерений, контроля и диагностики. Материалы 19-ой Международной молодежной научно-практической конференции. 2018. С. 392.
5. Колесникова О.В., Амагаева Ю.Г. Инновационный подход к вопросу построения эконометрической модели управления сбытовой политикой предприятия // Известия Международной академии аграрного образования. 2019. № 44. С. 66-71.
6. Конкурентоспособность предприятий в условиях активной инновационной политики / Караулов Н.А., Евдокимова Ю.А., Минченко А.С., Лепендина М.А. // Экономика и предпринимательство. 2021. № 4 (129). С. 758-761.
7. Кравцова Л.В., Сильченко В.А. Инновационная политика предприятия в кризисных условиях // В сборнике: Проблемы устойчивого развития на макро-, мезо- и микроуровне. материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 164-167.
8. Мазалов Н.Е., Дорошенко С.Н. Модернизационная и инновационная составляющие технической политики промышленных предприятий // В сборнике: Вооружение. Технология. Безопасность. Управление. Материалы VIII Всероссийской научно-технической конференции. 2018. С. 832-836.
9. Мясоедов С.В., Джамалдинова М.Д. Система менеджмента качества как элемент инновационной политики предприятия // В сборнике: Развитие бизнеса в условиях цифровой экономики. Сборник статей открытой межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и магистров кафедры экономики. Под общей редакцией М.А. Меньшиковой, Л.В. Гореловой. 2018. С. 192-204.
10. Нефедов Н.А. Концепция «проектирование для конкуренции» как основа формирования инновационной политики предприятия // В сборнике: Теория и практика инновационной деятельности в эпоху информатизации. Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, магистрантов и студентов. Под общей редакцией В.И. Салыгина, А.А. Степанова, И.А. Гулиева, Ж.М. Саркисян. Москва, 2018. С. 83-86.
11. Никулина О.В., Крстовски Я.Я. Государственная политика в сфере финансового стимулирования инновационной деятельности современных предприятий // В сборнике: Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и социально-экономическая политика региона. Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 227-229.
12. Никулина Ю.А. Формирование инновационной политики предприятия - стратегическая задача экономического развития страны // В сборнике: Образование. Наука. Производство. Материалы X Международного молодежного форума с международным участием. 2018. С. 2686-2691.
13. Ноговицына А.Е. Формирование политики управления дебиторской задолженностью инновационных предприятий // В сборнике: молодые ученые в решении актуальных проблем науки. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 864-866.
14. Протянова Е.Д. Влияние внешних факторов на ценовую политику инновационного предприятия и спрос потребителей // В сборнике: Актуальные проблемы социально-гуманитарных и экономических знаний. Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции – школы молодых ученых. 2018. С. 156-160.
15. Прохорова И.С. Регулирование политики финансирования инновационной деятельности на предприятиях и организациях // В сборнике: Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации. Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 71-75.
16. Романова А.А., Романов П.А. Инновационные способы привлечения капитала как элемент антикризисной политики предприятия // В сборнике: большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. ежегодник : материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием. Москва, 2020. С. 381-385.
17. Смушак А.Л. Рентабельность производства и ценовая политика - стратегические ориентиры инновационного развития предприятий АПК // Сборник научных работ серии «Экономика». 2020. № 17. С. 98-109.
18. Федоров С.И. Кластерная политика и инновационная активность промышленных предприятий // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2021. № 4. С. 161-185.
19. Формирование и управление инновационной политикой предприятия / Белозерова А.Г., Волошин И.И., Балашова Р.И. // В сборнике: Экономика. Наука. Инноватика. Материалы I Республиканской научно-практической конференции. Отв. ред. А.В. Ярошенко. г. Донецк, 2020. С. 346-349.
20. Ширшова Л.В., Татарская П.Ю. Инновационная политика наукоемкого предприятия: понятие, цель разработки и методика анализа // Теория и практика современной науки. 2020. № 6 (60). С. 431-436.