Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Поэзия «серебряного века» - сложное и интересное явление конца XIX - начала XX в.
Выражения «золотой век», «серебряный век» восходят к античной литературе: «Трудам и дням» Гесиода (древнегреческий поэт VIII—VII век до н. э.), «Метаморфозам» Овидия (римский поэт 43 г. до н.э. – 18 г. н.э.). Гесиод, в частности, полагал, что жизнь человечества начинается «золотым», а кончается «железным» веком.
Применительно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению Т.А. Вяземского «Три века поэтов», в котором говорится о безвозвратно ушедшем «золотом» веке.
В современной же историко-литературной традиции принято именовать пушкинскую эпоху «золотым», а рубеж XIX - XX веков – «серебряным веком» русской поэзии.
М. Шаповалов так определяет этот период в развитии русской культуры: «Поэты «серебряного века», наследуя традиции Пушкина, вносили то новое, что диктовало время». Есть поэты, чьи имена однозначно входят в круг поэтов «серебряного века» - К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый, Вяч. Иванов. А. Блок. И. Анненский. И. Северянин, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.
Свой вклад в поэзию «серебряного века» внесли крестьянские поэты – Н. Клюев, С. Есенин, а также поэты, не примкнувшие ни к каким группировкам – И. Бунин, Мих. Кузмин, Владислав Ходасевич, М.Цветаева.
Как «золотой век» немыслим без философских и социально-политических битв, без 1812 года и 1825 года, без триумфа в снежной России немецкой философии романтизма, так и поэзию «серебряного века» невозможно представить вне истории.
Это была эпоха русско-японской войны, трагедии на Ходынском поле, потрясения 1905 – 1907 годов. Даже на страницах самых интимных стихов выплескивались отголоски бурных событий.
Это была эпоха пробуждения и сильного подъема самостоятельной философской мысли в России: появление различных поэтических направлений (символизм, акмеизм, футуризм, натурализм, имажинизм).
Особенностью творчества художников является то, что её ореол создавали самые разные писатели и поэты, нередко различные по своим творческим принципам, но всех их объединяло главное: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде.
Поэзия «серебряного века» выработала принципиально новую концепцию человека, стремящегося увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времен достоянием своего
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников:
1. Алешина, Л. С. Образы и люди Серебряного века / Л.С. Алешина, Г.Ю. Стернин. - М.: Галарт, 2018. - 272 c.
2. Античность и культура Серебряного века. - М.: Наука, 2019. - 433 c.
3. Анчугова, Т. В. Вблизи Серебряного века / Т.В. Анчугова. - М.: Русский мир, 2017. - 400 c.
4. Ахматова, А.А. Лирика Серебряного века: моногр. / А.А. Ахматова. - М.: Эксмо, 2017. - 445 c.
5. Богомолов, Николай Вокруг "Серебряного века" / Николай Богомолов. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 720 c.
6. Воспоминания о серебряном веке. - М.: Республика, 1993. - 560 c.
7. Вымысел. Русская проза Серебряного века. - М.: Феникс, 2011. - 256c.
8. Классика поэзии в переводах Серебряного века. - М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 975 c.
9. Щербак, Нина Любовь поэтов Серебряного века / Нина Щербак. - М.: АСТ, 2012. - 270 c.
10. Европейская лирика. Переводы поэтов Серебряного века. - М.: Паритет, 2009. - 320 c.
11. Ермилов, Евг. Бессребреник Серебряного века: моногр. / Евг. Ермилов. - М.: Аспект пресс, 2008. - 320 c.
12. Кузьмина, С. Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века / С.Ф. Кузьмина. - М.: Флинта, Наука, 2009. - 400 c.
13. Лирика Серебряного века. - М.: АСТ, 2011. - 749 c.