Фрагмент для ознакомления
1
Задание 1. Характеристика библиотековедения как научной дисциплины, ее статуса, структуры, функций 3
Задание 2. Анализ социальных функций библиотек. 6
Задание 3. Исследование различных подходов к решению проблемы типологии библиотек 13
Список используемой литературы 17
Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Характеристика библиотековедения как научной дисциплины, ее статуса, структуры, функций
Понятие «Библиотековедение» можно рассматривать в нескольких аспектах:
1. Научная дисциплина, изучающая формы и методы организации и ведения библиотечного дела.
2.Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.
Библиотековедение - отрасль науки о формах и методах организации и ведения библиотечного дела.
Библиотековедение - это научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех ее связях и опосредованиях.
Библиотековедение - это научная дисциплина, которая изучает теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела, а также цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати [2, с. 130].
Таким образом, выделяется аспектная структура библиотековедения:
Библиотечное дело — одна из форм человеческой деятельности. Поэтому, как любая форма деятельности, включает три основополагающих составных элемента:
1. Предмет труда (публикация);
2. Субъект труда (читатель, потребитель);
3. Посредник труда (библиотекарь);
Библиотека в системе общественных отношений является важным и неотъемлемым элементом коммуникативной системы «книга (информация в виде публикации)-библиотекарь-читатель (потребитель)». В этой системе библиотекарь становится организатором взаимоотношений книги и читателя, что соответствует социальной роли библиотеки как идеологического, культурно-просветительного и научно-информационного учреждения.
Таким образом, объект библиотековедения это коммуникативная система «книга-библиотекарь-читатель».
Предметом библиотековедения является обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. В центре предмета библиотековедения находится взаимодействие читателей с информацией, зафиксированной в виде публикаций. Взаимодействие организуется, обеспечивается всем необходимым для того, чтобы оно эффективно осуществлялось, библиотекарем [3, с. 156].
Задачи библиотековедения:
1) развитие теории библиотечного дела, анализ его закономерностей как социального явления, связанного с использованием библиотек в помощь социальному, экономическому, культурному процессу;
2) изучение и обобщение библиотечной практики, создание нового опыта, экспериментальная проверка теоретических идей, внедрение их в практику, разработка новых направлений развития библиотечного дела, развитие библиотечной деятельности как одной из важных составных частей культуры.
Цель библиотековедения— оптимизация социального использования информации в виде публикаций через библиотечное дело.
Закономерности:
1) дифференциация библиотековедения – библиотековедения стало разделяться на несколько составных частей: общее, учение о библиотечных фондах, учение о каталогах, история библиотечного дела. Этот процесс содействовал тому, что каждая дисциплина начала формировать собственные теоретические и методологические положения.
2) интеграция библиотековедения – библиотековедение взаимодействует почти с 40 научными дисциплинами. Происходит активное взаимопроникновение наук, на стыке которых возникают новые научные дисциплины (социология чтения, библиотечная психология);
3) ускорение темпов развития науки;
4) координация научно-исследовательской работы в области библиотековедения;
5) усиление связей науки с производством и внедрение научных достижений в практику (например, централизация сначала разрабатывалась теоретически, а потом была внедрена в практику).
Фрагмент для ознакомления
3
1) Виноградова, Е. П. Типология и классификация библиотек: терминологические признаки, методы / Е. П. Виноградова // Библиотековедение. - 2007. - № 6. - С. 11-14.
2) Карташов, Н. С. Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов. - М., 1997. - 256 с.
3) Корлякова Т. Н., Библиотека – читатель: новый формат общения // Книга. Культура. Образование. Инновации: материалы VI Междунар. профессионального форума «Крым-2021». — Москва, 2021. — С. 156-159.
4) Плешкевич Е. А., Стратегия развития отечественного библиотечного дела до 2030 г.: состояние и перспективы развития // Двенадцатые Макушинские чтения: материалы науч. конф. - Новосибирск, 2021. - С. 398-405.
5) Подкорытова Н. И., Библиотека как компонент образовательного и культурного потенциала территории // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствознание. — 2021. — № 43. — С. 305-318.
6) Шуминова И. О., Краудсорсинг как способ организации проектной и просветительской деятельности публичной библиотеки // Социальные и культурные практики в современном российском обществе: сб. трудов конф.. — Новосибирск, 2018.
7) Ялышева В. В., Поддержка книги и чтения в практике работы современных библиотек // Книга, чтение, библиотека в культурной жизни региона: материалы науч.-практ. конф.. — Горно-Алтайск, 2021. — С. 20-24.