Фрагмент для ознакомления
2
Задачи
Задача 1.
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» распространяло рекламу кредита с использованием выражения «Вы врач - тогда сэкономьте на кредите 300 рублей в месяц». В указанной рекламе использовано изображение двух людей (мужчины и женщины) в белых халатах, у женщины на шее висит медицинский прибор фонендоскоп.
Оцените данную рекламу на соответствие законодательству РФ.
При отнесении данной рекламы к ненадлежащей, какую ответственность должен понести рекламораспространитель?
Какую ответственность должен понести рекламодатель?
Ответ: Изображение человека в белом халате является использованием образа медицинского или фармацевтического работника. Такое использование запрещено подпунктом 4 пункта 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Таким образом, данная реклама является ненадлежащей.
Использовать в рекламе образ врача нельзя, даже если это сказочный доктор Айболит.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. № АК/43550/18 «Об использовании образов медицинских работников в рекламе учебных заведений для медицинских работников» под образом понимается отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом необходимо заметить, что использование образов может быть визуальным, звуковым, текстовым. Визуальным использованием образов медицинских и фармацевтических работников в рекламе, по мнению ФАС России, является изображение в рекламе данных лиц (включая неизвестных или вымышленных), в том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т.п.
Следовательно, под образом медицинского и фармацевтического работника понимается, в том числе, указание в тексте рекламы наименования специальности медицинского работника (например, стоматолог, отоларинголог, хирург и т.п.) или профессиональной принадлежности (врач, доктор, фармацевт, аптекарь и т.п.).
Голос человека сам по себе является формой предоставления информации и, по мнению ФАС России, не рассматривается как использование образа медицинского работника, если он явно не создает наглядного представления о медицинском или фармацевтическом работнике. При этом, следует исходить из того, что сформировать в сознании потребителя рекламы впечатление присутствия медицинского или фармацевтического работника возможно также путем включения в рекламу деталей, свидетельствующих об участии в сюжете рекламного ролика медицинского или фармацевтического работника.
Для рекламораспространителя, в случае нарушения статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О рекламе» ответственность не предусмотрена.
Рекламодатель согласно части 4 и части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» несет ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе» предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Задача 2.
В июне-июле 2007 г. посредством телефонной связи при соединении с номером 744-44-44 распространялась реклама маркетинговой акции «Приведи друга» следующего содержания: «Здравствуйте! «Скай Линк» приветствует Вас! Пригласите Вашего друга подключиться к сети «Скай Линк» и получите подарки. При заключении договора в офисах «Скай Линк» Ваш друг может приобрести радиотелефон или модем со скидкой 2900 рублей, а Вам будет предоставлена 10 % скидка на услуги «Скай Линк» в течение 3-х месяцев…». Данная реклама воспроизводилась на автоответчике при звонке по телефонному номеру 744-44-44 до получения абонентом нужной ему справочной информации и без его согласия.
Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ОАО «Московская сотовая связь», которое предоставляет услуги связи в Москве и Московской области под торговой маркой «SKY LINK» (Скай Линк).
Является ли указанная реклама ненадлежащей?
Если да, то какую ответственность должен понести рекламодатель?
Если да, то какую ответственность должен понести рекламораспространитель?
Ответ: Распространение рекламных сообщений по сетям электросвязи (в том числе телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи) допускается только в случае, если абонент, адресат дал свое предварительное согласие на получение подобной рекламы (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»). Доказать наличие такого согласия должен сам рекламораспространитель, в противном случае антимонопольный орган может установить, что реклама была ненадлежащей и привлечь лицо, распространившее такую рекламу, к ответственности.