Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие мелкой моторики ребёнка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Пальчиковая гимнастика - это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогает концентрировать внимание.
«Мелкая моторика – это согласованное движение пальцев рук, умение ребёнка пользоваться этим движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, лепить, рисовать и т. д.» - дает определение Светлова И.А. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно, развита. Казалось бы, ну и что? Со временем разовьётся, как и всё остальное. Но всё не так просто.
Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитие рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка, оказывая большое влияние на функции нервной деятельности. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
1. Особенности организации проведения пальчиковой гимнастики, младших школьников
Дети приходят в школу очень разными, их индивидуальные различия в степени подготовленности к учебной деятельности чрезвычайно велики. Поэтому при построении урока необходимо учитывать особенность мышления первоклассников. Дети легко усваивают новые знания, если они включены в их практическую деятельность. Объяснения учителя, даже при использовании разнообразного наглядного материала, не дают при обучении шестилеток желаемого результата, если нет практической деятельности самих учащихся. Стремясь учесть при обучении возрастные особенности маленьких школьников, педагоги начальной школы используют в работе игровые методы обучения. С помощью сюжета игровую форму можно придать и рассказу, и беседе, и организации практической деятельности детей.
Пальчиковые игры, которые так нравятся детям 7-8 лет – занятие, позволяющее значительно повысить навыки. Учеными было установлено, что движения рук напрямую связаны с корой головного мозга, что способствует развитию. В начальной школе пальчиковые занятия – обязательное условие, которое позволяет детям отдохнуть от непривычной нагрузки, получить заряд энергии, расслабиться. Есть немало упражнений, которые дополняются веселыми стишками, даже песенками, имеющими определенное значение – способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса.
Несмотря на пользу упражнений для пальцев, злоупотреблять интересными играми также не стоит. Длительность одного занятия не должна превышать четверть часа, причем лучше начинать с непродолжительных уроков – всего по нескольку минут.
Основная цель пальчиковых упражнений – развитие мелкой моторики. При регулярных занятиях польза для детей несомненная, ведь одновременно улучшаются:
• точность и ловкость;
• фантазия, мышление;
• память, речь;
• концентрация внимания;
• творческие способности.
Упражнения также позволяют ученикам отдохнуть от продолжительного рисования, письма. Простые движения рук снимают усталость мышечной ткани, предотвращают спазмы пальчиков, что нередко случается у детей, руки которых не привыкли к продолжительным нагрузкам.
В деятельности классного руководителя постоянно возникают моменты, когда надо заполнить паузу или привлечь внимание детского коллектива. Умелое использование знакомых упражнений повысит эмоциональную связь с классом и внутри класса. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Часто дети сами предлагают любимые движения, для использования на переменах, прогулках и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика, 2008. - № 7. 301 с.
2. Илюхина О. В. Консультация по логопедии в старшей группе на тему: "Использование пальчиковой гимнастики на физкультминутках" / О. В. Илюхина [электронный ресурс] / режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/19/palchikovaya-gimnastika-na-fizkultminutkakh
3. Кисёлева М. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников / М. Киселева [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=887801
4. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: ООО «Гном-пресс», 2000. - 218 с.
5. Никифорова И. Р. Консультация для воспитателей на тему: "Рекомендации по применению пальчиковых игр для воспитателей" / И. Р. Никифорова [электронный ресурс] / режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/10/30/rekomendatsii-dlya-vospitateley-i-roditeley-po
6. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / О. А. Новиковская. - изд. 3-е, доп. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. 209 с.
7. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание, 2009. - № 1. 154с.
8. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание, 2009. - № 6. 176 с.
9. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. - М.: Издательство ЭКСМО, 2009. 311 с.
10. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/Д. Б. Эльконин. – М.: Владос, 2007. – 226 с.