Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы определения налоговой нагрузки являются достаточно актуальными и поэтому широко освещены в учебной и научной литературе.
Понятие «налоговая нагрузка» является одной из составляющих экономических показателей, которые применяются для оценки финансового состояния предприятия любого вида деятельности. На сегодняшний момент оценка совокупности всех налоговых платежей и ее влияние на экономическое положение организации является одним из наиболее сложных и противоречивых вопросов, как в мировых, так и в российских реалиях в сфере финансов [15].
В экономической практике отсутствует единая универсальная методика определения и оценки налоговой нагрузки. Наиболее часто расчет налоговой нагрузки производится по методике, изложенной в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», согласно которой налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) [4].
В специализированной литературе обычно рассматривают несколько видов налоговой нагрузки:
абсолютная налоговая нагрузка – является точной цифрой, которая отражает совокупность налоговых обязательств, но при этом не учитывает тяжесть налогового бремени. Она рассчитывается как сумма уплаченных налоговых платежей, платежей во внебюджетные фонды, а также недоимка.
относительная налоговая нагрузка – выступает величиной, которая показывает, какая часть доходов конкретного налогоплательщика приходится на уплату налогов. В отношении предприятий она представляет собой уровень налогового бремени и определяет долю по отношению к выручке организации, которую занимают налоговые платежи. Соответственно, значение относительной налоговой нагрузки рассчитывается как отношение общей суммы уплаченных налогов экономическим субъектом за календарный год к сумме полученной выручки по данным бухгалтерского баланса за календарный год, в процентном выражении.
среднеотраслевая налоговая нагрузка – представляет собой коэффициент бремени по разным видам деятельности, среднее значение для каждой отрасли. Данный показатель рассчитывается ежегодно ФНС по специальной методике и находится в свободном доступе [7].
Исходя из многообразия определений понятия «налоговой нагрузки» и методов ее расчета каждый специалист по-своему оценивает уровень налогового бремени предприятия. Данное явление зачастую приводит к получению различных результатов, что затрудняет деятельность по анализу финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
Налоговая нагрузка представляет интерес для многих экономических субъектов для разных целей. Так, Министерство финансов и другие государственные структуры на основе данного показателя оценивают ситуацию в регионах и делают прогнозы на будущее.
Федеральная налоговая служба благодаря определению значения налоговой нагрузки контролирует чистоту деятельности предпринимателей, а также в целом определяет и модернизирует систему налогообложения в стране. Важно заметить, что налоговые органы в целях анализа экономической деятельности предприятий рассчитывают налоговую нагрузку конкретно по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Это связано с исследованием корректности исчисления налоговой базы и использования вычетов, что, в конечном счете, приводит к точности определения суммы налога к уплате [9].
Банки проводят анализ налоговой нагрузки для определения платежеспособности потенциального клиента-предпринимателя, а также контролируют показатель в целях соблюдения Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [13].
Так, согласно методическим рекомендациям Центрального банка России, коммерческий банк может отказать в обслуживании клиенту в определенном случае: сумма оплаты налогов меньше 0,9 % от общего оборота по счетам [15].
Не стоит также забывать о причине определения налоговой нагрузки самими налогоплательщиками-предприятиями: определение эффективности своей коммерческой деятельности, прогнозирование возможных рисков и определение дальнейшей стратегии развития. Самостоятельный расчет показателя значительно проще производить с помощью специального сервиса ФНС России «Прозрачный бизнес», где можно сравнить налоговую нагрузку своего предприятия со среднеотраслевыми значениями по конкретной отрасли и региону [10].
Необходимо также отметить, что уровень налоговой нагрузки конкретного субъекта экономической деятельности в целом зависит от множества различных факторов. Например, от вида деятельности и формы ее осуществления; от организационно-правовой формы; от налогового режима; от особенностей бухгалтерского и налогового учета, закрепленных в учетной политике организации. Стоит также заметить, что возможна ситуация, когда предприятия одного типа, применяющие одинаковую систему налогообложения, имеют различные величины показателя налоговой нагрузки.
Проблема контроля налоговой нагрузки предприятия является важной частью финансовой составляющей организации. Специалистам в организации необходимо пристально следить за тем, чтобы фактическая налоговая нагрузка не отличалась существенно от плановой и среднестатистической по отрасли [9].
Рассмотрим использование показателя «налоговая нагрузка» при налоговом контроле.
В целях обеспечения системного подхода к отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок Федеральной налоговой службой Российской Федерации в 2007 г. была принята и опубликована концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Одним из основных показателей, указанных в Концепции, является отклонение налоговой нагрузки анализируемого налогоплательщика от среднеотраслевых значений в меньшую сторону. В соответствии с указанной Концепцией налоговую нагрузку следует рассчитывать как отношение сумм уплаченных хозяйственным субъектом налогов к его выручке за определенный налоговый период. В качестве приложения в Концепции приведены среднероссийские показатели налоговой нагрузки в разрезе отраслей народного хозяйства за 2006-2011 гг., на которые следует ориентироваться в целях определения возможного наличия налоговых рисков [8].
С учетом того, что показатель налоговой нагрузки отражает фактическую генерацию хозяйствующим субъектом налоговых платежей в бюджетную систему страны, расчет и последующее сопоставление его значения со среднеотраслевыми показателями является важнейшим этапом анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в целях определения целесообразности проведения выездной налоговой проверки [15].
В заключение хотелось бы отметить, что проблема оптимизации налоговой нагрузки на предприятии и оценки ее влияния на финансовое состояние хозяйствующего субъекта будет актуальна в любое время. Это связано с тем, что данный вопрос непосредственно оказывает влияние на построение и совершенствование налоговой системы любого государства вне зависимости от уровня его развития. Необходимо понимать, что сокращение налоговой нагрузки на бизнес в конечном итоге приведет к высвобождению финансовых средств на модернизацию и созданию условий для экономического роста страны. Эффективное решение данной проблемы требует большой запас знаний у специалистов-экономистов, чтобы разбираться в нюансах законодательства в сфере налогообложения, а также особенностях применения специальных налоговых режимов и льгот для предпринимателей и предприятий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс РФ (I часть). Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 29 ноября 2021 г. N 383-ФЗ) // ИПП Гарант [сайт]. —URL: https://base.garant.ru/10900200 (дата обращения: 03.01.2022).
2. Налоговый кодекс РФ (II часть). Федеральный закон от 05.08.2000г. N 117-ФЗ (ред. от 29 ноября 2021 г. N 383-ФЗ) // ИПП Гарант [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/10900200 (дата обращения: 03.01.2022).
3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 17 августа 2021 г. N 1353) // ИПП Гарант [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/12137054 (дата обращения: 03.01.2022).
4. Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // ИПП Гарант [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/12153820 (дата обращения: 03.01.2022).
5. Указ Президиума ВС СССР от 21.11.1941г. «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г. / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И — Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. — С. 335-336. // Википедия [сайт]. — URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ (дата обращения: 03.01.2022).
6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов // Минфин РФ [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/ 2020/10/main/ONBNiTTP_2021_2023.pdf (дата обращения: 03.01.2022).
7. Вылкова, Е.С. Теоретические подходы к интерпретации налоговой нагрузки, налогового бремени и тяжести налогообложения / Е.С. Вылкова, Н.В. Покровская // Известия СПбГЭУ. 2021. №4 (130). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-interpretatsii-nalogovoy-nagruzki-nalogovogo-bremeni-i-tyazhesti-nalogooblozheniya (дата обращения: 03.01.2022).
8. Грязнов, С.А. Налогообложение в современном мире / С.А. Грязнов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogooblozhenie-v-sovremennom-mire (дата обращения: 03.01.2022).
9. Евсин, М.Ю. Понятие налоговой нагрузки и оценка ее уровня как фактор успешной деятельности предприятия / М.Ю. Евсин, Л.В. Труфанова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2020. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-nalogovoy-nagruzki-i-otsenka-ee-urovnya-kak-faktor-uspeshnoy-deyatelnosti-predpriyatiya (дата обращения: 03.01.2022).
10. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник для вузов / Л. Н. Лыкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14796-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/481950 (дата обращения: 03.01.2022).
11. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для вузов / Г. Б. Поляк [и др.] ; ответственные редакторы Г. Б. Поляк, Е. Е. Смирнова. — 4-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 380 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14018-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469875 (дата обращения: 03.01.2022).
12. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для вузов / Д. Г. Черник [и др.] ; под редакцией Е. А. Кировой. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 483 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14806-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/481960 (дата обращения: 03.01.2022).
13. Семенова, Г.Н. Необходимость налогового планирования в коммерческих организациях / Г.Н. Семенова // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». 2019. №25. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 03.01.2022).
14. Спицына, Т.В. Планы на ближайшие три года: налоговая политика до 2023 года / Т.В. Спицына // Audit-it [сайт]. URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/a1/1023358.html (дата обращения: 03.01.2022).
15. Ханина, Е.В. Налоговая нагрузка предприятия как фактор конкурентоспособности налоговой системы / Е.В. Ханина// Вестник экспертного совета. 2019. №2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-nagruzka-predpriyatiya-kak-faktor-konkurentosposobnosti-nalogovoy-sistemy (дата обращения: 03.01.2022).