Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Культура Древнего Рима представляет собой уникальное явление. Основанная на традициях, с одной стороны, латинов и этрусков, с другой, - греков, римская культура отличалась самобытностью и неповторимостью воспроизведения классических сюжетов. Древние римляне, отличавшиеся практицизмом, высоким чувством гражданственности и патриотизма, ценили искусство, способное нести с собою элементы идеологии и быть полезным для воспитания молодого поколения.
Завоевания других государств, в частности, греческих полисов, развили в них национальную гордость, вместе с тем, способствовали приобщению их к традициям других народов. Греческое искусство стало пользоваться в Риме особой популярностью. Среди богатых людей возникло немало покровителей искусства, в Рим стали стекаться скульпторы и художники из обедневших и опустевших городов Эллады. К концу периода Республики искусство Древнего Рима сформировалось окончательно. Традиции искусства данного периода плавно перешли в будущие эпохи. Ведущими чертами древнеримского искусства явились монументальность, продуманность, строгость форм, и, одновременно, стремление к утонченности и высоким идеалам.
Римская культура пользовалась огромным авторитетом во все последующие эпохи, и благодаря ее шедеврам, мы сегодня ощущаем могущество античной цивилизации, влияние ее идеалов на становление европейской культуры.
Цель: рассмотреть культуру Древнего Рима
Задачи:
- рассмотреть искусство Этрусков;
- изучить культуру Римской республики;
- показать архитектуру эпохи Империи.
1. Искусство Этрусков
Этруски - загадочный и древний народ, населявший земли Италии и в VIII - VI вв. до н.э., господствовал в большей части Апеннинского полуострова. В V в. Этруски стали тесниться римлянами и гибнуть под их натиском. Поднимающиеся римляне стали заимствовать у этрусков многие религиозные обычаи, ритуалы, символы, и даже гладиаторские бои. Кроме этрусков на становление культуры римлян повлияли греки. Основная «эллинизация» Рима происходила в III - I вв. до н.э. Римляне перенимали у греков особенности устройства гражданской общины, философию, литературу, театральное искусство, архитектуру.
Римская мифология, как и другие области культуры, заимствовала и у этрусков, и у греков религиозные ритуалы. К примеру, пантеон богов был перенят у греков, римляне лишь дали им свои названия: Зевс превратился в Юпитера, Арес в Марса, а Афродита в Венеру. Римляне почитали богов и предков, но одновременно подвергали взаимоотношения с высшими силами рационализации. В целом особенности древнего Рима, человек в культуре древнеримского государства рассматривался как субъект, наделенный реализмом, прозаичностью и стремлением к пользе и рассудочности. Древний римлянин бережлив, трудолюбив и проявляет патриотические чувства к своей державе. Высшим авторитетом для римлянина выступала гражданская община [8, с.21].
С конца шестого века до нашей эры по четвертый век нашей эры в культуре Древнего Рима постепенно развивалось искусство скульптуры. Изначально древнеримская скульптура ограничивалась исключительно портретом. В то время, когда греки создавали образы идеального человека, римские мастера ваяли совершенно иные - жесткие, а порой и беспощадные скульптуры. Историки и культурологи предполагают, что такая особенность древней скульптуры римлян связана с обычаем создания восковых масок умерших людей. Практически в каждом римском доме подобные маски предков сохранялись годами. Многие скульпторы создавали свои шедевры, работая над портретами усопших.
Позже древнеримские мастера стали создавать статуи безмятежных римлянок, волевых патриций и грозных, мужественных и властолюбивых императоров. После завоевания Греции, римляне настолько были покорены искусством этой страны, что начали кораблями вывозить бронзовые и мраморные древние скульптуры. Подобные греческие ваяния приобретались вельможами для украшения своих валов. Римские скульпторы стали активно заниматься снятием копий с греческих статуй.
К концу третьего-началу четвертого века, древняя скульптура Рима очень сильно изменилась. Скульпторы намного меньше внимания стали уделять красоте и величию образов; на второй план отошло настроение и характер человека. Внешность в скульптуре этого периода стала передаваться упрощенно: статуи нередко имели искаженные пропорции тела, огромные глаза и декоративную шапку волос.
Подобные изменения в древнеримской скульптуре характеризовались наступлением новой эпохи христианского мировоззрения, в котором внешняя красота была вытиснена духовным началом человека [11, с.42].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Экзамен, 2017. - 287 с.
2. Древний Рим. История, Быт. Культура. / Под ред. Л.Е. Ильинской. - М.: Московский Лицей, 2018. - 432с.
3. История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г. - М.: Высшая школа, 2020.-468с.
4. История Древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 2019. - 383с.
5. Кармин А.С. Культурология. - М.: Инфра-М, 2019. - 197 с.
6. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
7. Культура Древнего Рима. / Под ред. Е.С. Голубцовой. - М.: Наука, 2018. - 253 с.
8. Лурье С.А История Рима. - СПб: Санкт-Петербургского университета, 2018.-523с.
9. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М.: Просвещение, 2017.-368с.
10. Утченко С.Л. Древний Рим. События, люди, идеи. - М.: МГУ, 2019. - 246с.
11. Флиер А.Я. Культурология. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 238 с.