Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Значение дидактических игр в развитии словаря детей и ознакомления с окружающей действительностью 4
Виды дидактических игр по развитию словаря детей 6
Содержание дидактических игр 7
Особенности методики руководства дидактическими играми 8
Конспекты дидактических игр и лексических упражнений для детей младшего и старшего дошкольного возрастов 10
Заключение 11
Список литературы 12
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в общении. Для речевого развития используются лексические упражнения и все виды игровой деятельности.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Цель данной работы: изучить дидактические игры как метод развития словаря.
Задачи:
1. Определить значение дидактических игр в развитии словаря детей и ознакомления с окружающей действительностью.
2. Рассмотреть Виды дидактических игр по развитию словаря детей.
3. Описать Содержание дидактических игр.
4. Рассмотреть Особенности методики руководства дидактическими играми.
5. Написать конспекты дидактических игр и лексических упражнений для детей младшего и старшего дошкольного возрастов.
Значение дидактических игр в развитии словаря детей и ознакомления с окружающей действительностью
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Словарный запас ребенка накапливается с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.
Усложнение содержания программы работы по развитию словаря можно прослеживается в трех направлениях:
1. Расширение словаря на основании ознакомления с поэтапно увеличивающимся кругом явлений и предметов.
2. Введение слов, которые обозначают свойства, свойства отношения на основании углубления знаний о явлениях и предметах.
3. Введение слов, которые обозначают элементарные понятия, на основании обобщения и различения предметов по признакам.
Данные направления словарной работы имеют место во всех группах и прослеживаются в различном содержании: в процессе ознакомления с явлениями и объектами природы, предметами культуры, явлениями жизни общества и т. д.
В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 400 с.
2. Артемова, Л.В. Окружающий мир дидактических игр дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 2019. - 296 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 2017. - 160с.
4. Руководство играми в дошкольном учреждении/ Под ред. Васильевой - М.: Просвещение, 2017. – 159с.
5. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми/ В.И. Селиверстов. - М., 2018; Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В.И. Селиверстова. - М., 2018. – 203с.
6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду/ А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2019. - 217с.