Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Приемы и техники выразительного чтения…………………………..4
1.1 Соблюдения знаков препинания………………………………………4
1.2 Логические и психологические паузы……………………………….4
1.3 Ударение………………………………………………………………5
1.4 Ритм чтения и его темп……………………………………………….6
1.5 Интонационная подача текста………………………………………..6
1.6 Дыхание………………………………………………………………..7
1.7 Дикция………………………………………………………………….7
2. Разбор прозаического текста………………………………………….9
2.1 Проблематика темы идеи, заложенная в данный отрывок…………9
2.2 Идейный смысл и жанр отрывка…………………………………….9
2.3 Сверхзадача исполнителя…………………………………………….10
2.4 Исполнительская задача…………………………………………….11
2.5 Задача эпизода……………………………………………………….11
2.7 Приёмы общения чтеца со слушателями…………………………..12
Заключение……………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………14
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Чтение с выражением даёт возможность вникнуть в суть художественного произведения. Дает возможность понять внутренний мир героев.
Выразительное это важное требование, предъявляемое к чтению. Под чтением с выражением принято понимать громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:
• Раскрыть образы, словами из текста «нарисовать» понятные для слушателя картины.
• Чтец своим выразительным чтением, сменой тональности предаёт всё палитру чувств основную присущую произведению.
1. Приемы и техники выразительного чтения
1.1 Соблюдения знаков препинания
Начинающего чтица, особенно если чтец ребенок необходимо обучить к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации, если в конце предложения стоят вопросительный ли восклицательный знаки. Научить интонационно, предавать удивление, если в конце предложения стоят оба этих знаков.
Мало сообщить, что в конце предложения стоит тот или иной знак: чтец должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.
В процессе подготовке чтица к публичному выразительному чтению он постепенно усваивает основные интонации и при других знаках препинания: запятая при однородных сказуемых, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и так далее. В третьем классе учащиеся узнают о том, какие знаки препинания не требуют пауз и изменения тона. Так, не делается остановки перед обращением, стоящим в конце предложения, не выделяются пауза или одиночные вводные слова и одиночные деепричастия.
1.2 Логические и психологические паузы
Паузы независимы от знаков препинания, они определяются значением отдельных слов и частей предложения.
Если необходимо выделить какое то важное слово или целое предложение, привлечь внимания слушателя на отдельные моменты, то ставится логическая пауза. Использование паузы также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.
Часто во время чтения необходимо перейти по эмоционально разнообразным частям произведения для этого используется психологическая пауза. Такая паузы будет уместна паузы перед концовкой текста в целом или пред кульминацией сюжета. Следует помнить о характерных кратковременных паузах, в конце стихотворных строф, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строфы. Психологическая пауза выделяет ритм рисунка стихотворения. Нельзя ставить паузы понижением голоса в конце строки, при котором получается глубокое «рубленное» чтение. Интонация в стихотворении распределяется по предложению, а не по строке и паузы между стихами не должна ее искажать.
1.3 Ударение
Часто в предложениях или в сложных словосочетаниях, какое то слова необходимо произнести на выдохе или тональности голоса. Обычно так бывает, когда это слово является ключевым в предложении.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Вербовая, Н.П. Искусство речи /Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова. – М.: Искусство, 1977. – 304 с.
2. Гончаров, Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы.- М.: Наука, 1973.-273 с.
3. Германова М.Г. Книга для чтецов /М.Г. Германова. - М.: Профиздат, 1984.
4. Жирмунский, В. Теория стиха.- Л.: Сов. Писатель, 1975.-660 с.
5. Запорожец, Т.И. Логика сценической речи /Т.И. Запорожец. - М.: Просвещение, 1974.
6. Квятковский, А. Поэтический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1966.-375с.(Электроннаяверсия словаря http://litmaster.net/?book=1)
7. Козлянинова, И.П., Промптова, И.Ю. Сценическая речь / И.П., Козлянинова, И.Ю. Промптова М.: ГИТИС, 2006. – 536 с.
8. Маршак, С.Я. Собрание сочинений: в 8 т. Т.7. Воспитание словом. – М.: Худож.лит., 1971.-С.43-217.
9. Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955—1961.
Т. 12. Статьи, заметки и выступления: (Ноябрь 1917-1930).-1959.-С.81-117.(Электроннаяверсияhttp://febweb.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/msc/msc-081-.htm)
10. Почикаева, Н.М. Искусство речи: Практическое пособие для учащихся училищ искусств и культуры, учителей и руководителей художественной самодеятельности. /Н.М. Почикаева. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 352 с.
11. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ Т.1 Ч. 1 Г.1./ А. И. Солженицын. – С- Петербург. Азбука 2011