Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня интерес к творческому наследию В.В. Маяковского резко упал. Критические материалы и статьи еще можно найти в 2006 – 2010 гг. ХХ века, а дальше ничего нет.
Такой провал интереса критиков можно объяснить, только тем, что творчество В.В. Маяковского было подробно рассмотрено ранее. Однако здесь нужно отметить, что это касается творчества, но не наследия.
Это очень важное различие, поскольку проблемой творческого наследия Маяковского критики практически не занимались. Имеющиеся работы особенно 80-90 – х годов были ангажированы политическим моментом. Так же нужно признать, что по мере потери специалистов качество выпускающихся работ падала.
Именно поэтому, сегодня столь важно и необходимо не только восстановить сектор критического анализа литературы, но и продуманно перепроверить все написанные критические материалы, что бы оценить масштаб некачественного материала и те вопросы, которые требуют академической переработки. В частности, требует повторного исследования В.В. Маяковский не заслуженно обвиняемый поздними советскими и современными критиками в однообразии и некоторой литературной однобокости.
Цель исследования – выявить особенности восприятия творческого наследия В.Маяковского в литературно-критической полемике 1980-1990-х годов.
Объект исследования – творческое наследие В. Маяковского.
Предмет исследования – творческое наследие В. Маяковского в литературно-критической полемике 1980-1990-х годов.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику отношения к творчеству и наследию В. Маяковского в литературоведении.
2. Выявить особенности критики творческого наследия В. Маяковского в 80-90 – е годы.
3. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Особенности восприятия творчества поэта в литературоведении
Несмотря на негативные тенденции, существовавшие в русском литературоведении в период с 1917 по 1990 годы, именно в это время происходит уточнение и ввод в систему творческих и биографических сведений, издаются Полные собрания сочинений, и исследуется формы содержания.
С 1950-х годов творчество поэта становится предметом научного анализа, публикуются статьи, монографии о творчестве Маяковского, защищаются докторские и кандидатские диссертации, положившие начало отечественным исследованиям Маяковского. В этот отрезок времени возникают проблемы периодизации творчества поэта, возникают споры при определении жанра (лирический, эпический или лирико-эпический), направления (романтизм или реализм), проблемы понимания творчества (тема раздвоения, бунта или чего-то еще) и т.д..
В перестроечный и постсоветский периоды начался процесс демифологизации Маяковского. Этот процесс совпал с экономическими и политическими изменениями, происходившими в истории нашей страны в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века, которые наложили отпечаток на науку Маяковского, перешли к новой крайности - стали отрицать работы В. В. Маяковского на основе психологической интерпретации его произведений без учета культурно-исторического контекста, в котором жил и творил поэт.
Волну «разоблачений Маяковского» вызвала книга Ю.А. Карабчиевского «Воскресение Маяковского» [7], вызвавшее в свое время много споров. Враждебное отношение к поэту видно почти в каждой строчке его «филологического романа»: «Он был наделен прекрасным чувством слова, но лишь в ограниченном и поверхностном слое, доступном глазу и уху (с. 23). […] Образ Маяковского — не пучок ассоциаций, а линейный последовательный ряд, в лучшем случае разветвленный в двух-трех заданных направлениях. […] Маяковский вообще поэт без читателя. Читатель Маяковского всегда слушатель, даже если он сидит не в аудитории, а дома, с книгой в руках. Стихи Маяковского можно любить, ими можно восхищаться, их можно любить, но их нельзя переживать, они не о нас (с. 25).».
Отказывая читателю В.В. Маяковского в поэте, Ю.А. Карабчиевский говорит об отсутствии необходимости изучения его творчества, оценивая свое творчество как конечную точку в исследованиях наследия Маяковского. Эмоциональность книги Ю. Карабчиевского, ставшей одной из немногих причин ее популярности, является ее главным недостатком.
Мнение Ю. Карабчиевского слишком предвзято, он слишком субъективен. Он опирается на свои личные симпатии как читателя, и на свою личную реакцию как читателя. Другими словами вся работа автора построена на личном мнении и мироощущении автора.
В 2001 г. вышла книга Б. Горба «Дурак на троне революции»
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. История литературной критики в России. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Литературная критика Владимира Маяковского. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Владимир Маяковский в литературной критике. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Наследие Владимира Маяковского в литературной критике. Развитие и совершенствование исследований. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Владимир Маяковский в литературной критике. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Владимир Маяковский. Особенности литературной критики поэта. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Литературная критика наследия В.В. Маяковского. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Советские поэты. Актуальные проблемы литературной критической оценки. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Советские поэты. Особенности литературной критики. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Наследие советских поэтов в литературной критике. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 489 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Литературная критика наследия В. Маяковского. Отечественный и зарубежный опыт. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Наследие В.В. Маяковского. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Владимир Маяковский. Литературная критика в России и в эмиграции. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.