Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государства Балтии представлены тремя независимыми республиками - Эстонией, Латвией и Литвой, ранее входившими в состав СССР. Несмотря на то, что многими субъектами международного права, в том числе и Россией, страны Балтии рассматривались как вновь образованные государства, сами прибалтийские республики при обретении независимости определили себя в качестве продолжателей государств, аннексированных СССР в 1940 году, включая пусть и частичное, но восстановление действия довоенных конституций.
Система государственных органов, в том числе правоохранительных органов, определена в Конституции Литовской Республики от 25 октября 1992 г.
Правосудие в Литовской Республике осуществляется только судами (ст. 109 гл. 9). Судами в Литовской Республике являются Верховный Суд ЛитР. Апелляционный суд ЛитР и «апилинковые» суды» (ч. 1 ст. 111). Иначе говоря, судебная система представлена тремя звеньями, республика, округ и район. Для рассмотрения дел по административным, трудовым, семейным делам и по делам других категорий в соответствии с законом могут быть учреждены специализированные суды (ч. 2 ст. 111). В Литовской Республике учрежден Конституционный Суд Литвы (ст. 102—108 гл. 8). Конституционный Суд Литвы состоит из 9 судей, назначаемых сроком на девять лет и только на один срок полномочий.
Модель государственного устройства Латвии во многом схожа со многими европейскими странами- это демократическая, парламентская республика, где основная власть находится в руках у премьера и кабинета министров. Раз в четыре года на выборах в Сейм по партийным спискам жители выбирают сто депутатов, расстановка сил среди которых напрямую влияет на состав кабинета министров.
Далее, под руководством министров, идут 13 министерств, определяющих политику государства в различных областях. И уже в непосредственном подчинении министерств находятся различные инстанции - управления, агентства, инспекции и комиссии, которые занимаются самим исполнением латвийских законов, актов и правил.
Судебная власть состоит из Конституционного суда, Верховного суда, окружных, районных и административных судов. Непосредственно самих судей утверждает Сейм.
И вторая вертикаль власти в Латвии - это местные самоуправления, которых в стране 119. Также раз в четыре года проходят выборы в самоуправления, количество депутатов в думы тут зависит от числа жителей. Органы местного самоуправления занимаются организационными и хозяйственным вопросами на своих территориях.
Установленные конституцией Эстонской Республики основные права и свободы человека также содержат права, касающиеся судебного производства. Согласно конституции, в случае ущемления своих прав и свобод каждый имеет право обратиться в суд и потребовать, чтобы при рассмотрении его дела любой относящийся к делу правовой акт или действие были удостоверены на соответствие конституции. Конституция запрещает переводить человека из подсудности установленного для него законом суда в подсудность другого суда без его на то согласия. Каждый вправе присутствовать при рассмотрении своего судебного дела и в установленном законом порядке обжаловать вынесенный приговор в вышестоящем суде. На самом высшем уровне деятельность исполнительной власти контролирует Рийгикогу: его обязанность, как народного представительства – следить за тем, чтобы исполнительная власть действовала в интересах народа.а
1. Система государственных органов стран Балтии
Латвия
Исполнительная власть принадлежит правительству — кабинету министров. Кабинет министров составляется лицом, призванным к этому президентом республики.
Кабинету министров подчинены органы государственного управления (ст. 58). В период между сессиями Сейма кабинет министров имеет право, если того требует неотложная необходимость, издавать постановления, имеющие силу закона.
Такие постановления не могут менять законодательство о выборах в Сейм, о судоустройстве и судопроизводстве, бюджете и бюджетном праве, а также законы, принятые Сеймом данного созыва. Правительство также не уполномочено принимать постановления об амнистии, эмиссии, государственных налогах, таможенных сборах, железнодорожных тарифах и займах. Постановления правительства утрачивают силу, если не будут внесены в Сейм в течение первых трёх дней после открытия его очередной сессии.
Президент не входит в систему исполнительной власти Латвии. Глава государства представляет государство в международных отношениях, в области обороны. В современной Латвии президент выступает в качестве третейской стороны при урегулировании политических конфликтов.
Президент государства избирается Сеймом на четырёхлетний срок и не может исполнять полномочия более двух сроков подряд.
Модель государственного устройства Латвии во многом схожа со многими европейскими странами- это демократическая, парламентская республика, где основная власть находится в руках у премьера и кабинета министров. Раз в четыре года на выборах в Сейм по партийным спискам
Фрагмент для ознакомления
3
1. Новые конституции стран СНГ и Балтии: (Сборник документов). Изд. 2-е (сост. Ю.А.Дмитриев, Н.А.Михалева; ред. Н.А.Михалева). М.:Манускрипт, 2013.-Межпарламентская ассамблея СНГ; Центр публичного права.
2. Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. Ответ. ред. М.А. Митюков. М., “Зерцало”, 2014.
3. Новые конституции стран СНГ и Балтии: (Сборник документов). Изд. 2-е (сост. Ю.А.Дмитриев, Н.А.Михалева; ред. Н.А.Михалева). М.:Манускрипт, 2015.-Межпарламентская ассамблея СНГ; Центр публичного права.