Фрагмент для ознакомления
2
1. Семья, школа и вуз, СМИ и церковь как социальные институты, выполняющие функцию правового воспитания
Правовое воспитание - целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры
Социальные институты - ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.
Семья СМИ Образование Церковь
Школа Вуз
важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д. Через средства массовой информации также осуществляются разнообразные воспитательные воздействия на их аудиторию. Их достоинством является использование в качестве источника воспитательного воздействия лучших специалистов, лучших образцов и достижений педагогики и культуры. Образование - социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку гражданина), общекультурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д. религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья - это не только институт, но и малая социальная группа.
2. Догматический метод в преподавании юридических дисциплин
В доктринальном правосознании современных юристов отсутствует единообразное понимание философских оснований, установок, гносеологических идеалов и исследовательских норм, средств и приемов догматического метода.
Характеризуя догматический (формально-логический) метод изучения права, Н.А. Власенко указывает, что при его использовании исследователь абстрагируется от социальных феноменов, изучая «право как таковое». «Право рассматривается как формально-определенная, логически взаимосвязанная и строго фиксированная система правил, построенная по принципу соподчиненности и непротиворечивости норм. Логический закон тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания позволяют установить особенности права как логической системы». Именно использование формально-логического метода и полученные при помощи его знания ведут, по мнению ученого, к формированию догмы права. При использовании формально-логического метода презюмируется, что результат законодательной деятельности подчиняется законам формальной логики, которые образуют «внешне невидимую, но крайне важную логическую основу текста документа». В данной позиции хотелось бы заострить внимание на том, что формирование догмы права связывается с применением законов и приемов формальной логики к праву, абстрагированному от социальной метасистемы.
В.П. Малахов при характеристике формально-логической методологии, в отличие от большинства ученых-юристов, утверждает, что она носит неспецифический для юриспруденции и теории государства и права характер. Вместе с тем фиксируемые ученым направления адекватного применения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении //Правоведение. 2001. № 4 (237).
2. Зырянов А.В. Синергетический подход в научно-правовых исследованиях государства: дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2010. 220 с.
3. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2014. 512 с.
4. Синюков В.Н., Синюкова ТВ. Проблемы обновления методологии юридической науки // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: межвузовский сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. Вып. 2.