Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное рыночное хозяйство фундаментом своего существования устанавливает частную форму собственности, предпринимательство и конкуренцию, которая выступает стимулом и регулятором любой экономической деятельности разнообразных субъектов предпринимательства. Поэтому процессы, которые связанны с конкуренцией, созданием товарных рынков явились объектом пристального изучения правоведами всех государств, которые нацелены на развитие рыночной экономики, в том числе и нашей страны.
В настоящее время продолжается процесс изучения феномена конкуренции представителями различных областей знаний. Кроме того, в юридической науке все более пристальное внимание уделяется характеристике основных целей и задач правового регулирования конкуренции, а также определению места совокупности норм, регулирующих отношения в сфере противодействия монополистической деятельности и защиты добросовестной конкуренции, в российской правовой системе.
Экономическое содержание конкуренции проявляется в специфике тех общественных экономических отношений, которые охватываются данным понятием и исследуется прежде всего в трудах представителей экономической науки. Так, конкуренция рассматривается как особая ситуация на рынке, которая характеризуется наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара, свободой их входа на рынок и выхода с него, или же как постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества в целях достижения лучших результатов предпринимательской деятельности либо, наконец, как элемент рыночного механизма, позволяющий наиболее выгодно распределять капитал, товары и услуги.
1.Понятие конкуренции
В современной экономике под конкуренцией понимают состязательность между хозяйствующими субъектами рынка за наиболее благоприятные условия производства и реализации выпускаемой продукции.
Рассмотрим несколько подходов к пониманию конкуренции:
1. Конкуренция как поведенческая категория.
Марксистская школа трактовала конкуренцию как борьбу между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Неоклассическая школа связывала конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага.
2. Конкуренция как структурная категория. При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. При данном подходе конкуренция - это наличие на рынке неограниченного числа независимых потребителей и продавцов, отсутствие барьеров входа и выхода на рынок для ее участников
3. Третий подход к определению конкуренции является функциональным. Данный подход описывает роль, которую играет конкуренция на рынке. В частности, Й. Шумпетер в своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старого с новым По мнению Ф. фон Хайека, именно благодаря конкуренции скрытое становится явным.
Нет универсального толкования термина «конкуренция». Однако, подытоживая вышеуказанные трактовки, конкуренцию можно определить как совокупность большого количества независимых хозяйствующих субъектов, которые соперничают между собой за более выгодные условия производства и реализации продукции, а также за редкие экономические блага.
По законодательству РФ, конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке .
Таким образом, конкуренция - это своеобразный экономический контроль, ликвидирующий неконкурентоспособные организации, оставляя в «живых» предприятия, которые производят конкурентоспособный товар.
В зависимости от классификационных признаков конкуренция может быть нескольких видов. В таблице 1 представлены основные виды конкуренции.
Таблица 1 - Классификация конкуренции
Классификация Содержание
Участие государства:
свободная;
регулируемая. Определяется уровнем регулирования и контроля со стороны государства за функционированием конкуренции на рынке.
Способ:
ценовая;
неценовая. Отражает способ достижения той или иной конкурентной позиции.
Тип рынка:
чистая конкуренция;
монополистическая конкуренция;
олигополистическая конкуренция;
чистая монополия. Подразделяется в соответствии соотношения спроса и предложения.
Этичность:
добросовестная;
недобросовестная. Характеризует используемые методы для достижения поставленных целей.
Интенсивность:
низкая;
умеренная;
ожесточенная. Отражает степень противодействия конкурентов в борьбе за потребителей.
Удовлетворение потребности:
горизонтальная;
вертикальная. Формирует группу товаров и услуг, удовлетворяющих те или иные потребности.
В зависимости от вида конкуренции строится своя стратегия, в которой учитывается внешнее влияние окружающей среды, в том числе конкурентная стратегия соперника и внутренний потенциал своей фирмы. Для реализации
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.
2. Гутерман А.Е. Деятельность хозяйствующих субъектов как собирательный элемент предмета антимонопольного регулирования // Конкурентное право. 2015. № 1. С. 4 - 10.
3. Егорова М.А. Коммерческое право: Учебник для вузов. - М.: РАНХиГС при Президенте РФ: Статут, 2013. – 583 с.
4. Истомин В.Г. К вопросу об основных направлениях правового регулирования конкуренции и месте конкурентного права в российской правовой системе // Конкурентное право. 2015. № 4. С. 9 - 14.
5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный) / К. Н. Алешин, А. В. Андросенко, И. Ю. Артемьев и др.; отв. ред. И. Ю. Артемьев. М.: Москва. Статут, 2015. – 355 с