Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бухгалтерский учёт - это область систематических изменений и совершенствования. Обязанность любого бухгалтера своевременно следить за этими изменениями и успешно использовать их на практике для подтверждения своего высококвалифицированного уровня и успеха организации.
На сегодняшний день существенным условием правильного ведения бухгалтерского учёта в организациях является его нормативное регулирование со стороны государства Централизованный государственный контроль обеспечивает единый подход к оценке и отражению в учёте однородных хозяйственных процессов, стандартные требования к реквизитам первичных учётных документов, регистров и форм бухгалтерской отчетности, что способствует уменьшению расходования средств на ведение бухгалтерского учёта, а также наиболее рациональной его организации.
В Российской Федерации государственным регулированием бухгалтерского учёта занимаются уполномоченный федеральный орган и Банк России, в свою очередь, на Правительство Российской Федерации возложено исключительно методологическое руководство бухгалтерским учётом.
На уполномоченный федеральный орган возложены функции, в пределах которых он занимается утверждением федеральных стандартов бухгалтерского учёта, их программ разработки, требований к оформлению проектов стандартов, организацией их экспертиз и выполняет иные возложенные на него функции.
Исполнительным органом регулирования бухгалтерского учёта является Министерство Финансов РФ, которое осуществляет как разработку нормативных актов по бухгалтерскому учёту и отчетности, обязательных к исполнению для всех организаций, так и контроль за ведением бухгалтерского учёта в стране. Разработку нормативных документов, в частности, для хозяйствующих субъектов выполняет Департамент регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина РФ, в функции которого также входит содействие Минфину РФ по выполнению им своих функций в области бухгалтерского учёта, аудиторской и валютной деятельности.
В пределах компетенции Центрального банка РФ находится утверждение отраслевых и федеральных стандартов бухгалтерского учёта, обобщение практики их применения, подготовка программ разработки и экспертиза проектов стандартов, а также разработка международных стандартов и осуществление иных функций.
Кроме того, регулированием бухгалтерского учёта могут заниматься и саморегулируемые организации, являющиеся пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также другие некоммерческие организации, в том числе аудиторы, которые нацелены на развитие бухгалтерского учёта и заинтересованы в его регулировании.
Для грамотного ведения бухгалтерского учёта всем организациям необходимо применять Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ). Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
1.Структура правил (стандартов) бухгалтерского учёта в России
Основной целью российского законодательства о бухгалтерском учёте является обеспечение единообразного учёта активов, обязательств и источников финансирования деятельности предприятий, а также его доходов, расходов и фактов хозяйственной жизни, вместе с тем составление и представление данной информации в форме достоверной и сопоставимой отчетности, которая необходима третьим лицам. В России создана пятиуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учёта.
Наиболее важным нормативным актом первого уровня выступает Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». В данном законе раскрываются цели и задачи бухгалтерского учёта, его место и роль в системе законодательных актов, основные методы его ведения и нормативного регулирования, вместе с тем обязанности и ответственность организаций за осуществление бухгалтерского учёта и отчетности. Задачами, решаемыми данным законом, являются обеспечение прав граждан и организаций на получение достоверной информации о деятельности экономических субъектов, а также утверждение механизма, регулирующего бухгалтерский учёт .
Нормативными документами второго уровня являются федеральные стандарты (ПБУ), которые обязательны к применению и которые устанавливают особенности объектов бухгалтерского учёта, требования к их учётной политике, содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности и особенности предоставляемой в ней информации.
ПБУ, которые действуют в настоящее время:
• ПБУ 1/2008 Учётная политика организации;
• ПБУ 2/2008 Учёт договоров строительного подряда;
• ПБУ 3/2006 Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в
Фрагмент для ознакомления
3
1. О бухгалтерском учёте: Федеральный закон от 06.12.2011 года № 402-ФЗ, ред. от 23.05.2016 года // Российская газета. - 2011. - 9 декабря.
2. Приказ Минфина России от 23 мая 2016 г. № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта на 2016-2018 гг.».
3. Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учёт. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА - М, 2014. - 212 с.
4. Васильчук О. И. Бухгалтерский учёт и анализ. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА - М, 2014. – 255 с.
5. Сигидов Ю.И. Бухгалтерский учёт и аудит. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2016. – 288 с.
6. Яценко И.А. Концептуальные основы финансовой отчетности. Международная (заочная) научно-практическая конференция. Саратов, 25 марта 2016. С. 161-163.