Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Термин «культура» зарождается еще в Древнем Риме как противопоставление термину «природа». То есть изначально рассматриваемый нами термин касался деятельности человека, которая преобразовывала природу. То есть то, что человек делал с землей, ухаживал за животными, занимался сельским хозяйством.
Постепенно культура как термин стала впитывать в себя более разнообразные значения и свойства предметов, явлений и пр. Культура уже впитывала в себя значение образования, воспитания.
Но до XVII века сам термин не употреблялся. С XVIII века при помощи рассматриваемого термина идейные просветители выражают идею «человечности», «гуманности» как противоположность природному. Культура воспринимается как то, что сможет возвысить человека; это достоинство человека. То, что способствует его нравственному самосовершенствованию.
После закрепляется расширенное понимание культуры, которое охватывает все, что отличает жизнь человека от природы. Сюда можно включить и плоды духовной жизни человечества, и преобразование окружающей среды, и социальные институты и пр.
Если же рассматривать культуру в узком смысле, то это уровень отношений, сформировавшихся в коллективе. Это традиционные нормы поведения определенной нации или народа.
Еще одно определение культуры можно связать с человеческим бытием как формой реализации свободы и творчества. То есть это отношение человека к окружающей действительности.
Современное понимание культуры связано с многочисленными значениями этого термина. Имеется около 400 определений данного термина. Содержание культуры – это общность биологически наследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, отношений между людьми, способов их регулирования на оценочных критериях.
Деловая культура материальна и сосредоточена в материальных, чувственно «осязаемых» носителях: материалах, звуках, красках и пр. Деловая культура является неосязаемой, духовной, так как живет в психике живых людей и зафиксирована в смыслах и ценностях.
Целью данной работы является рассмотрение культуры делового общения.
Задачи:
- описать сущность культуры делового общения;
- описать специфику межличностного делового общения;
- рассмотреть особенности культуры делового общения разных стран.
Объект исследования – культура делового общения. Предмет исследования – особенности межкультурного и межличностного делового общения.
1 Теоретические основы культуры делового общения
1.1 Определение терминов «культура делового общения», «ценности», «традиции»
Культура – это общность общезначимых ценностей и норм, которые являются обоснованием единства многообразных форм культурного творчества.
Деловая культура – это одна из форм культуры, которая понимается в более широком смысле и ее можно рассматривать как разновидность языка, системы знаков, которая в несколько раз более сложна и богата, нежели любой известный обществу язык. Важнейшей частью культуры является ценности, которые представляют собой свойство того или иного предмета общества удовлетворять потребности, желания и интересы. На рисунке 1 мы показали ценности социального субъекта.
Рисунок 1 – Ценности социального субъекта
Формирование ценностей происходит как результат осознания человеком своих потребностей и сопоставления их с явлениями окружающей действительности.
Понятие «традиция» можно рассматривать по-разному. По мнению А. Б. Гофмана, традиция представляет собой «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в отдельных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности)» . М. Вебер говорил о ценности как о норме, которая существует благодаря значимости, важности для субъекта.
Согласно Н. Гартману, существует несколько классов ценностей (рисунок 2). Согласно Т. Парсонсу, ценность представляет собой способ выявления и описания отношений в социуме при помощи общих для человечества ценностей.
Рисунок 2 – Классы ценностей по Н. Гартману
У каждой профессии и должности – свои ценности. К примеру, фундаментом культуры государственной службы являются ценности, которые имеют долговременную направленность и не сводимы к количественным показателям. Они характеризуются качественными показателями, которые придают смысл деятельности на государственной службе. Их важность проявляется в критические моменты, когда особенно важен фактор проявления этики и морали. Основная роль в культуре управленческих органов принадлежит организационным ценностям, то есть предметам, явлениям и процессам, которые нацелены на обеспечение деятельности государственных служащих, которые признаются большим количеством членов организации:
1) Коммуникабельность.
2) Профессионализм.
3) Культура делового общения.
4) Гласность.
5) Системы принятых на государственной службе представлений, поведенческих норм и ритуалов.
Ценности субъективного характера (ценностные ориентации), которых придерживается государственный служащий в своей работе, являются приоритетными категориями организационной культуры. Идейно-политические цели, нравственные приоритеты направляют служащего на то, какое поведение в организации может допускаться или нет. Ценности, ценностные ориентации становятся постепенно принципами госслужащего и являются отражением факта его высокой гражданской и профессиональной позиции.
Честность и некоррумпированность. Философ Античности Аристотель отмечал: «Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баранова, Т. Н. Рукопожатия: вчера, сегодня, завтра // Отель. — 2020. — № 2. — С. 59-65
2) Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 263 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01861-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434283 (дата обращения: 23.01.2022).
3) Гартман Н. Эстетика. — М.: Издательство иностранной литературы, 1958.
4) Голуб, И. Б. Стилистика русского языка и культура речи : учебник для вузов / И. Б. Голуб, С. Н. Стародубец. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 455 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00614-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468704 (дата обращения: 23.01.2022).
5) Гофман А. Б., Традиция, солидарность и социологическая теория. — М.: Новый хронограф, 2018.
6) Денисов И. Трактат Аристотеля «Политика». М.: Мысль, 2002.
7) Лисс Э.М. Деловые коммуникации / Э.М. Лисс, А.С. Ковальчук. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 342 с.
8) Марарица Л.В., Антонова Н.А, Ерицян К.Ю. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности // Петербургский психологический журнал, 2013, №5. URL: http://ojs.spbu.ru/index.php/psy/article/view/47/23 (дата обращения 23.01.2022).
9) Монтескье Ш.Л. О духе законов /Перевод А. Матешука. - М.: Мысль, 1999.
10) Моул Джон. Особенности национальной психологии народов новой Европы: бизнес, общение, успех / Джон Моул; пер. с англ. О.Л. Сергеевой. - М.: Астрель: АСТ, 2020.
11) Северская О. И., «Доброе» и «приятное» в речевом этикете. Нужно ли экономить на вежливости? // Русская речь. — 2018. — № 5. — С. 36-40
12) Соболев В. И., Абросимова Е. Б. О деловом этикете, и не только... Книга для предпринимателей, руководителей и персонала компаний. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2020.
13) Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово/Slovo, 2020.
14) Фуфаева И. В., XV Международная конференция «Вежливость и «антивежливость» в языке и коммуникации» // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. — 2019. — № 4. — С. 252-260
15) Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков Т. V. - М.: Норма, 2020.