Фрагмент для ознакомления
2
Системно-аналитическая модель «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX в. – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность .
В начале июля 2021 года В. В. Путиным была утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (далее – Стратегия) . Это уже пятый главный доктринальный документ России в сфере национальной безопасности и третий, в названии которого использовано слово «стратегия». Если не считать единственного в постсоветской истории страны Послания Президента 1996 года, специально посвященного национальной безопасности, документы, в которых декларировалось официальное видение ее обеспечения, выходили в 1997, 2000, 2009 и 2015 годах. В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ст. 18) Стратегия корректируется каждые шесть лет. В этот раз прошло пять с половиной лет.
В силу объективных причин сфера национальной безопасности и ее обеспечения представляет собой постоянно усложняющийся и расширяющийся, многоаспектный, фактически безбрежный феномен.
В силу этого его осмысление требует постоянного внимания со стороны специалистов-практиков и исследователей, постоянной теоретической проработки. Отсюда следует вывод, что концептуальное оформление официальных подходов к пониманию национальной безопасности и ее обеспечению является весьма сложной интеллектуальной задачей и не может быть идеальным, совершенным и завершенным, тем более применительно к России. Хотя к такой концептуализации, безусловно, нужно стремиться.
Стратегию 2021 года правомерно рассматривать как результат достаточно длительной и непростой эволюции концептуализации в постсоветской России взглядов на обеспечение национальной безопасности. В интересах понимания результатов произошедшей эволюции и с учетом обширности уже созданной доктринальной и правовой базы для выявления специфики Стратегии попробуем сосредоточиться преимущественно на ее сравнении с предыдущим документом.
По своему предназначению Стратегия, как определено в тексте (ст. 2), является базовым документом стратегического планирования определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты России, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Фактически здесь имеет место дословный повтор определения Стратегии 2015 года за отсутствием незначительной, как может показаться, детали. Ранее говорилось о целях, задачах и мерах. В новом документе упоминание о мерах опущено. Как показывает изучение уже озвученных оценок Стратегии, критика во многих случаях вновь сводится как раз к указанию на отсутствие в документе тех самых практических мер.
Впрочем, схожие замечания звучали и в отношении предшествующих документов. Оценивая их, следует отметить, что в данном случае не принимается во внимание назначение Стратегии именно как манифестирующего и декларативного документа, сосредоточенного на целеполагании. Федеральный закон «О стратегическом планировании в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ. Доступ: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (проверено 19.01.2022).
3. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 146, 03.07.2014.
4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.07.2021, N 27 (часть II), ст. 5351.
5. Азимов Ф.А. Современные парадигмы изучения НБ РФ // Социально-гуманитарный вестник: всероссийский сборник научных трудов. 2020. № 26. С. 103- 111.
6. Азимов Ф.А. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Власть. № 4. 2021. С. 79-84.
7. Белозёров В.К. Новая стратегия национальной безопасности Российской Федерации: от обретения смыслов к реализации // Вестник МГЛУ. Общественные науки. Вып. 2 (843) / 2021. С. 20-36.
8. Беляев В.П., Чапчиков С.Ю. Оптимизация механизма обеспечения НБ: некоторые направления. – Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9. С. 31-41.
9. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Национальная безопасность России: новые проблемы и новые приоритеты // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. С. 7-24.