Фрагмент для ознакомления
2
Модуль 2
Задание 1.3.
Раскройте сущность идеального типа бюрократии М.Вебера. Какие существуют современные методы преодоления бюрократии в государственном управлении?
В разработку концепции идеальной бюрократии значительный вклад внес немец-кий социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.). Значение слова «бюрократия» он тракто-вал как правление государственных служащих. Вебер считал, что возникновение бюрократии обусловлено механизмом передачи власти: в случае передачи власти по наследству организация принимает традиционную форму; если передача власти определена правилами, развивается бюрократическая организация. Обязательным условием существования организации является власть, а бюрократия - это норма-тивная модель власти, идеал, к которому организации должны стремиться. «Точ-ность, скорость, однозначность, знание дела, последовательность, такт, единство, строгая субординация, уменьшение трений, затрат материальных и людских ресур-сов – всё это достигает максимального развития в бюрократической системе»[303]. Сущность идеального типа бюрократии по Веберу заключается в следующих харак-теристиках:
1. Четкое разделение труда. Вся деятельность организации расчленяется на про-стейшие элементарные операции (специализированные работы), выполнение кото-рых формально закрепляется за отдельными звеньями, что приводит к появлению высокоспециализированных специалистов на каждом уровне управления, создает условия для четкого определения ответственности каждого члена организации за эффективное выполнение своих обязанностей.
2. Иерархичность уровней управления. Каждый сотрудник или отдельное звено от-вечает перед руководителем за свои действия или действия своих подчиненных, т.е. каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему, таким образом, создается цепь команд. Для того чтобы нести ответственность за работу подчиненных, руководитель должен иметь авторитет, власть над ним и давать приказания, которым он должен подчиняться. Величина власти начальника над подчиненными четко обозначена. Права и ответственность любого должност-ного лица являются составной частью иерархии прав. Должностям более высокого уровня предписана обязанность руководить ; должностям более низкого уровня – обязанность подчиняться.
3. Выполнение заданий в соответствии с постоянной системой общих правил. Для того чтобы исключить влияние индивидуальных особенностей работников на дея-тельность организации, разрабатываются четкие правила, инструкции и стандарты, которые определяют порядок работы и ответственность каждого члена организа-ции. По мнению М. Вебера, никакие отступления от формально установленных процедур, стандартов и правил недопустимы.
4. Должностные лица назначаются по договору или контракту, а не избираются; работают за фиксированную плату в денежной форме и имеют право на пенсию; должностное лицо не может присвоить должность и доходы, которые с ней связа-ны; исполнение должности является единственным и главным занятием чиновни-ка.
5. Формалистическая безличность руководителя. Администраторы являются субъ-ектом строгих правил, дисциплины, контроля относительно проведения их офици-альных обязанностей. Эти правила должны быть безличными и применяться во всех случаях.
Идеальный руководитель управляет организацией в соответствии с инструкциями и должностными обязанностями, что исключает вмешательство личных соображе-ний и эмоций. Складывающееся у руководителя особое (позитивное или негатив-ное) отношение к подчиненному, либо к клиенту, неизбежно повлияет на его офи-циальные решения и, чаще всего, в ущерб делу.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (электронный ресурс)
Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ (ред. от 07.11.2000) «Об основах государ-ственной службы Российской Федерации (электронный ресурс)
Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Феде-рального Собрания» (редакция от 21.10.2011; действующая редакция от 25.12.2012)(электронный ресурс)
Федеральный Закон от 21 июля 2014 г. №212-ФЗ «Об основах общественного кон-троля в Российской Федерации» принят Государственной Думой 4 июля 2014 года // СПС «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020)"О стратегическом планировании в Российской Федерации"( электронный ресурс)
Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по со-блюдению требований к служебному поведению федеральных государственных слу-жащих и урегулированию конфликта интересов» (электронный ресурс)
Цит. по: Кезин А. В. Менеджмент: методологическая культура. Москва : Гардарики, 2001.. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=556650#text© Библиофонд