Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие реминисценции
Реминисценция – это воспроизведение информации спустя какое-то время после его восприятия, что происходило неосознанно, без повторений и намеренного участия человека. Данное понятие было описано в 1907 году сербским ученым Урбанчичем, который наблюдал за тем, как люди воспроизводят вербальный, невербальный и сенсомоторный материал .
Слово «реминисценция» напрямую связано с воспоминаниями и памятью, имеет латинское происхождение (лат. reminiscentia – «напоминание»). В большинстве случаев под реминисценцией понимаются элементы художественной системы, которые повторяются в различных литературных произведениях.
В качестве реминисценции могут быть применены отдельные составляющие или общий смысл, структура. Тематика должна быть близка, но ни в коей мере под реминисценцией не имеется в виду плагиат. Базовую роль играет действие памяти, основанное на припоминании и проекции его в новом качестве .
Нередко реминисценция возникает практически неосознанно у автора, на уровне интуиции. Но при этом она находит моментальный отклик в душах и памяти читателей.
Реминисценция помогает полнее осознать новый созданный образ, причем в разных видах творчества, включая даже живопись, скульптуру. В качестве примера можно привести образ пустыни в картинах современных художников, как символ абсолютной свободы и неограниченного ничем пространства, «чистого листа» .
В жизни и художественном творчестве встречаются нарочитые, исторические, композиционные и неудачные реминисценции. Проявляется данное понятие в музыке, фамилиях персонажей, заголовках, в изображении, различных элементах художественного текста.
Также можно упомянуть о том, что реминисценция – это термин, применявшийся преимущественно литературоведами сравнительно-исторического и психологического направлений для обозначения моментов бессознательного подражания в творчестве поэта и писателя, отличаемого от заимствования – сознательного подражания .
Существует также еще одно определение реминисценции. Это сознательное или неосознанное воспроизведение писателем неполной цитаты, «осколка» чужой фразы, при котором лексические элементы «чужой речи» занимают в синтаксических или ритмико-синтаксических конструкциях (т.е. в предложениях или в стихах) те же позиции, что и в тексте-источнике .
Кроме того, надо отметить, что наиболее часто реминисценции вводятся в текст путем упоминания того или иного героя, произведения, его эпизода, автора произведения и т.д.
Также исследователи выделяют два вида реминисценции :
1) эксплицитную, рассчитанную на узнавание;
2) имплицитную, или скрытую.
При этом надо отметить, что зачастую грань между реминисценцией эксплицитной и имплицитной трудно уловима.
Однако реминисценция только тогда может так называться, когда начинает выполнять свою главную функцию – функцию напоминания. Читатель, не увидевший в художественном тексте ничего необычного, или увидевший, но не получивший ни малейшего представления, о чем писатель или поэт ведет свою речь, не поймет и не оценит этого своеобразного художественного средства .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анализ произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди» // Книжкин дом. Литературный портал. – [Электронный ресурс] https://makingbook.ru/kratko/bednye-lyudi.html (Дата обращения: 31.01.2022).
2. Багдасарова, И.Р. Термин «реминисценция» в искусствознании (теория вопроса) / И.Р. Багдасарова // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/termin-reministsentsiya-v-iskusstvoznanii-teoriya-voprosa/viewer (Дата обращения: 01.02.2022).
3. Баршт, К.А. «Бедные люди» Достоевского в литературном и историко-культурном контексте / К.А. Баршт // Достоевский. Материалы и исследования. – 2010. – № 19. – С. 259–281.
4. Евгеньева, Н.А. Функции реминисценции как формы проявления интертекстуальности / Н.А. Евгеньева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – № 11 (160). – С. 101–105.
5. Кладова, Н.А. Художественная идея романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» / Н.А. Кладова // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Амосова. – 2017. – № 4 (60). – С. 93–104.
6. Лазукина, Н.Ю. Реминисценция как художественный прием. Особенности и принципы ее использования в текстах художественных произведений / Н.Ю. Лазукина // Алые паруса. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/10/27/reministsentsiya-kak-hudozhestvennyy-priem-osobennosti-i-printsipy-ee (Дата обращения: 31.01.2022).
7. Литературная реминисценция // Ассоциация писателей. Блог. – [Электронный ресурс] https://zen.yandex.ru/media/id/5d5aa8e53f548700ade592e7/literaturnaia-reminiscenciia-5d9ec7b797b5d400ad6fe6bf (Дата обращения: 01.02.2022).
8. Хроликова, В.А., Ермоленко, С.И. Ассоциативный фон эпистолярного романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» / В.А. Хроликова, С.И. Ермоленко // Уральский филологический вестник. – 2017. – № 4. – С. 39–56.
9. Яблоков, Е.А. Сын девушки, ставший словом: мифопоэтические мотивы романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» / Е.А. Яблоков // Яблоков Евгений Александрович. Персональный сайт литературоведа. – [Электронный ресурс] http://www.eajablokov.ru/article1.html (Дата обращения: 01.02.2022).