Фрагмент для ознакомления
2
1ая ситуация
Портрет мамы.
Приближался праздник 8 Марта. Дети пришли нарядные, мамы были очень довольны и рады присутствовать на утреннике 2 «А» класса. После концерта начались веселые конкурсы и аттракционы. Среди них и такой: «Нарисуй портрет своей мамы закрытым глазами». Вышли два мальчика для участия в этом конкурсе. Вера Петровна, их учительница, завязала им глаза и сказала: «Начинайте!» Вскоре стали появляться первые линии на планшетах. Но что это? На одном – на месте и рот, и глаза, и нос, на втором – непонятно даже, что нарисовано: все разбросано хаотично по ватману. Вторым был рисунок Сережи Воробьева. Когда ему развязали глаза, он не хотел думать, что это его рисунок, в нем он хотел выразить всю любовь к своей маме, считая ее самой красивой и самой доброй. Представляя, что сейчас мама видит его рисунок, он не выдержал, крупная слеза скатилась по его щеке, потом еще одна... Он расплакался. Учительница не знала, что делать
Психолого-педагогический анализ
1. Диагностика.
Причины конфликта.
- С позиции учителя, проводившего праздник.
Волнение и растерянность из-за непредвиденной ситуации. Испорченное настроение, ведь подготовке праздника она отдала много времени и сил, а данным инцидентом праздник серьезно испорчен. Опасения, что ее растерянность заметили присутствующие в классе родители, и это повлияет на ее репутацию. Опасения, что Сереже – ранимому и обидчивому мальчику – нанесена моральная травма.
- С позиции Сережи Воробьева.
Заниженная самооценка (одноклассник нарисовал удачный портрет мамы, а он – нет). Боязнь порицания взрослыми (учителем, мамой, мамами других детей). Боязнь насмешек одноклассников. Обида за маму боязнь насмешек в ее сторону со стороны одноклассников.
- С позиции родителей и, в первую очередь, мамы Сережи.
Сочувствие Сереже. Досада на учителя за неудачно выбранное конкурсное задание.
2. Постановка цели.
- С позиции учителя, проводившего праздник.
Нивелировать создавшуюся ситуацию, продолжить и закончить праздник, сохранив по возможности положительные эмоции его участников.
- С позиции Сережи Воробьева.
Постараться исправить портрет мамы.
- С позиции родителей и, в первую очередь, мамы Сережи.
Успокоить сына. Минимизировать для его психики последствия произошедшего инцидента.
3. Анализ мотивов.
- С позиции учителя, проводившего праздник.
Не допустить моральной травмы у Сережи. Постараться сделать так, чтобы данная ситуация была поскорее детьми забыта. Показать присутствующим на празднике мамам педагогический профессионализм.
- С позиции Сережи.
Мальчику крайне важно, чтобы его не считали неудачником, неспособным и пр., а – самое главное - чтобы мама по прежнему была уверена в его любви и все видели, что она очень красивая.
- С позиции родителей и, в первую очередь, мамы Сережи.
Максимально помочь учителю в разрешении проблемы.
4. Характеристика меж-субъектных отношений.
В данном случае инициатора конфликта нет, ситуация была непредвиденной. Опосредованно можно считать ее причиной неудачный выбор учителем конкурсного задания.
5. Средства взаимодействия.