Фрагмент для ознакомления
2
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.
В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования. ДОО являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка. Отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребенка крайне опасно, так как создает ложное впечатление о благополучии, которого на самом деле нет. Поэтому одним из приоритетных направлений развития ДОО является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников.
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.).
К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто – либо. В связи с вышеперечисленным коллектив ДОО поставил перед собой следующие цели и задачи,
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: Создание системы взаимодействия ДОО и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.
Задачи:
1. Создание модели мониторинга физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
2. Обеспечение персонала ДОО методическим руководством для проведения комплексных мероприятий по профилактике, укреплению и коррекции здоровья детей, посещающих ДОО.
3. Повышение качества работы ДОО по созданию максимально комфортных условий для протекания адаптации детей в возрасте от 2 до 3 лет.
4. Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение максимального комфорта, учет индивидуальных особенностей всех участников ВОП.
5. Обеспечение преемственности в работе ДОО и семьи в вопросах физического развития и оздоровления детей.
Решение вышеперечисленных задач предполагает ожидание следующих результатов:
Повышение качества работы ДОО по физкультурно- оздоровительному направлению.
Формирование банка данных о состоянии здоровья, уровня физического развития каждого ребенка, посещающего ДОО.
Обеспечение персонала ДОО методическим руководством для проведения комплексных мероприятий по профилактике, укреплению и коррекции здоровья детей, посещающих ДОО.
Снижение уровня заболеваемости детей. Становление и проявление детьми здоровьесберегающей компетентности.
Повышение уровня адаптации детей к окружающему миру (в т.ч. к обучению в школе);
Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников).
Проявление активной воспитательной позиции по вопросам физического развития и оздоровления детей (принятие помощи педагогов и специалистов ДОО).
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Принцип единства целей и задач физического воспитания и укрепления здоровья ребенка в ДОО и семье. Достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в ДОО и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания.
- Принцип систематичности и последовательности работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОО.
- Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Направление совместных действий на физическое воспитание и укрепление здоровья ребенка; формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в физкультурно-оздоровительном процессе; укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в ДОО.
- Принцип согласованности действий. Устанавливать единые требования к процессу физического воспитания в семье и ДОО, согласование педагогами и родителями правил здорового образа жизни (ограничения, требования, запреты).
- Принцип преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации системы:
1. Подготовительный
1.1. Выявление запроса родителей по данному направлению.
1.2. Анализ уровня физического развития и здоровья детей.
1.3. Выявление уровня педагогической компетентности родителей по физкультурно – оздоровительному направлению.
1.4. Создание проекта модели взаимодействия ДОО с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей.
2. Организационный
2.1. Ознакомление и родителей с организацией здоровьесберегающей среды в ДОО и в семье воспитанников ДОО.
2.2. Методическое обеспечение физкультурно – оздоровительной работы в ДОО.
2.3. Создание перспективной модели методической работы с педагогами.
3. Итоговый.
Реализация системы взаимодействия ДОО и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.
3.1. Построение физкультурно-оздоровительной работы в соответствие с разработанной системой работы с детьми и родителями в рамках комплексной программы.
3.2. Функционирование клуба для родителей «Здоровый ребенок»
3.3. Итоговый мониторинг анализ результатов работы. Корректировка дальнейшей работы с семьей по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.
В ходе подготовительного этапа разработали модель взаимодействия ДОО с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей, в которой направлениями взаимодействия ДОО и семьи выступили следующие методы:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анищенко, Е. А. Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей / Е. А. Анищенко, С. А. Белокопытова, О. В. Малышева, И. В. Бакирова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53510/ (дата обращения: 08.02.2022).
2. Антипова Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей// Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1(8). —С. 34—37.
3. Арнаутова Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.
4. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в ДОУ. Методическое пособие. М: ТЦ «Сфера», 2008. 46 с
5. Безрукова О. Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ / О. Н. Безрукова // СОЦИС. — 2014. — № 1. — С. 66—81.
6. Богина Т.А. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М: Мозаика – синтез, 2006. 112с.
7. Брюханова И. И. Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни / И. И. Брюханова, В. М. Пантыкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1102-1104. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18472/ (дата обращения: 08.02.2022).
8. Григорьева И. Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» через формирование активной позиции родителей при реализации социально-коммуникативного компонента // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 1 (30). — С. 62—65.
9. Додокина Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Старшая группа от 5 до 6 лет. Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. Комплект из 16 двусторонних карт. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 563 c.
10. Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель». - М.: Детство-Пресс, 2017. - 201 c.
11. Жигалева, А.Н. Современные здоровьесберегающшие технологии в дошкольном образовании / А.Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ – 2017. - №8. С. 13-20.
12. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 149 с.
13. Киселева Л.С., Данилина Т. А., Ладога Г. С., Зуйкова М. Б. «Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М: «Аркти», 2004. 96 с.
14. Казакова И.И. Годовое планирование в ДОУ. М: ТЦ «Сфера», 2005. 64 с.
15. Микляева И.В., Болотина Л.Р., Гайкулкова Т. С. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ. Методическое пособие. М: «Айрис –пресс», 2007. 224.с.