Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В каждое историческое время мы видим разных героев. Их демонстрирует литература, искусство, музыка, кинематограф. Герои несут в себе характеристики своей эпохи и своего окружения. Например, потребность в осмыслении диалектики процессов, происходящих в обществе и сознании отдельной личности, возникает у последекабристского поколения - именно к этому поколению принадлежали Лермонтов, Тютчев и т.д. Отличительной чертой их мышления стала философичность, обращенность в глубины сознания, души человека, самоанализ, рефлексия.
И сегодня вопрос «героя» времени является актуальным, хотя жизнь трансформируется, меняются идеалы и мечты. Вопрос в том, что смысл существования всегда интересовал общество.
Одновременно с «героями» параллельно идет тема «лишнего человека».
«Лишний человек» является одним из основных типов русской литературы. Он был «сконструирован» в XIX веке, и остается актуальным и сейчас, поскольку встречается и в современных произведениях. Так, А. Иванов в романе «Географ глобус пропил» демонстрирует нам героя – «лишнего человека».
Тема «лишнего человека» являлась крайне актуальной в 50-60е годы XIX века .
Хотя ранее писатели также создавали тип такого героя, тем не менее, именно тогда он становится актуальным в литературе. У такого героя, как правило, присутствует неблагополучие в семье или любви, он – маргинал, который находится в чуждой себе среде. У такого героя присутствует мотив отчуждения, не всегда очевидный.
«Лишний человек» в меру образован, но это образование – или незавершенное, или невостребованное. Часто у такого героя есть кризис религиозности, но он сохраняет свои моральные ценности. «Убежищем» для такого человека становится внутренний мир в противовес конфликтам с близкими. Такой образ является адаптивным, в зависимости от писателя и эпохи.
Так, «лишний человек» актуален в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других. Образ такого героя вызывает у читателей чувства жалости, сочувствия. Такой человек, как правило, является собирательным образом разнородных персонажей, объединенных тем, что они занимают низкий уровень в социальной иерархии. Это определяет психологию «лишнего человека», его поведение в обществе (он чувствует себя приниженно, обвиняя часто общество в несправедливом отношении; он уязвлен гордостью) . «Лишний человек» не отличается храбростью, но его можно отнести к положительным героям, поскольку часто он безобиден и не пытается причинить другим вред. К тому же, к качествам его характера часто относится стойкость.
Целью данной работы является рассмотрение образа лишнего человека в романе А. Иванова «Географ глобус пропил».
Задачи:
- описать роман «Географ глобус пропил» как произведение постмодернизма;
- рассмотреть тему «лишнего человека» в романе «Географ глобус пропил».
1 Общая характеристика произведения «Географ глобус пропил» А. Иванова
«Географ глобус пропил» - это, прежде всего, произведение постмодернизма.
Постмодернизм – это интеллектуальное течение западной мысли, возникшее в 1970-е годы под влиянием социально-политических и культурных перемен, происходивших в западном мире после Второй мировой войны.
Отметим, что впервые термин «постмодернизм» прозвучал во время Первой мировой войны в книге немецкого эссеиста, философа и исследователя мифологии Рудольфа Паннвица (1881-1969) «Кризис европейской культуры» (1917).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гаспаров, А. А. Тип маленького человека как продолжение русской классической литературы XIX века в романе А. В. Иванова «Географ глобус пропил» / А. А. Гаспаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 57-60
2) Глембоцкая Я.О. Плохой хороший человек: о Викторе Зилове и Викторе Служкине // Вестник Новосибирского государственного театрального института: Статьи. Материалы. – Новосибирск, 2012. Вып. 4
3) Иванов А.В. Географ глобус пропил. М.: АСТ, 2014. – 445 с.
4) Иванов А. В., Герой любого времени : [беседа с пермским писателем А. В. Ивановым — гостем Екатеринбурга, об экранизации его романа "Географ глобус пропил"] // Аргументы и Факты. — Москва, 2013. — 20-26 ноября (№ 47). — С. 36
5) Иванов А., "Люди слышат друг друга, когда за Словом стоит Дело" : из переписки с читателями // Дружба народов. — 2020. — № 8. — С. 245-257.
6) Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах: сборник статей Международной научно-практической конференции молодых ученых. Москва, РУДН, 23–24 сентября 2019 г. / под общ. ред. В. М. Шаклеина. – Москва : РУДН, 2019. – 684 с.
7) Колобаева Л. А., Слово и язык как проблема в романах Алексея Иванова // Известия РАН, Серия литературы и языка. — 2020. — Т. 79, № 2. — С. 13-18.
8) Комическое в русской литературе XX века : [сборник статей международной научной конференции "Русская комическая литература XX века: История. Поэтика. Критика", октябрь 2010 г.]. — Москва : ИМЛИ РАН, 2014. — 503 с.
9) Митрофанов А., Географ и публичность // География - Первое сентября. — 2015. — № 1. — С. 6
10) Подковальникова А. С., Костяхина А. К. Эволюция типа лишнего человека в романе А. Иванова «Географ глобус пропил»// Инновации в науке, 2016// https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-tipa-lishnego-cheloveka-v-romane-a-ivanova-geograf-globus-propil (дата обращения 05.02.2022)
11) Пушкин А.С. Евгений Онегин [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poetry-classic.ru/4-8.html (дата обращения: 05.02.2022).
12) Ребель Г. М., Чему учит Географ : роман перм. писателя А. Иванова "Географ глобус пропил" // Литературное краеведение Прикамья : материалы науч.-практ конф. 25 апр. 2006. Пермь, 2006. - С. 92-107
13) Ребель Г., Явление Географа, или Живая вода романов Алексея Иванова // Октябрь. — 2006. — N 4. — С. 173-182
14) Чайковская А., Школа - не для слабаков! : географ глобус пропил, а искусствовед роман написал // Лицейское и гимназическое образование. — 2005. — N 9. — С. 93-94.