Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Управление различными организациям в условиях нестабильной работы и неравновесия всех процессов требует от руководителей особого подхода. Термин «антикризисное управление предприятием» включает в себя комплекс мер и процедур, использующихся в различных системах менеджмента.
Специфические черты описываемого способа управления организацией заключаются в своевременном выполнении экономических анализов, создания проектов и антикризисных программ и т.д. При этом все процессы априори выполняются при ограниченном бюджете, поэтому организовать рациональный управленческий процесс становится еще сложнее. В этом случае от руководителя требуется наличие особых знаний, уверенности и т.д.
Стратегическое планирование представляет собой формирование стратегии развития предприятия, направленную на его повышение эффективности деятельности и увеличение финансового результата.
Для кризисного предприятия стратегическое планирование является основной деятельности, так как в данной ситуации предприятию необходим четкий план действий.
Целью данной контрольной работы является изучение понятия антикризисного управления, стратегического планирования и рассмотрение процесса разработки антикризисной стратегии.
1. Антикризисное управление
Антикризисное управление – это управление, при котором вполне реально проанализировать основные симптомы наступления кризиса, предвидеть потери от него и предпринять полезные действия. К таким мерам следует прибегнуть, чтобы снизить отрицательные последствия сложной финансовой ситуации и использовать факторы антикризисного управления для дальнейшего развития фирмы.
Что такое кризис в компании? Это обстановка, при которой финансово-хозяйственные показатели фирмы не соответствуют параметрам окружающей среды.
Факторы, способные вызвать кризис, условно делятся на внешние и внутренние:
- внешние (здесь можно сказать о росте инфляции и безработицы, нестабильности налоговой системы и законодательства РФ, снижении уровня реальных доходов граждан, понижении емкости внутреннего рынка, усилении монополии в рыночном пространстве, нестабильности валюты, постоянно меняющейся политической обстановке, стихийных бедствиях и т. д.).
- внутренние (речь идет о высоком уровне финансового риска, неэффективном менеджменте, некачественном управлении производственными издержками, негибком управлении, неразвитой системе бухучета и отчетности, плохой производительности труда, высоких энергозатратах, низкой конкурентоспособности продукции, а также зависимости от ограниченного круга потребителей и поставщиков).
Цели антикризисного управления:
- разработать и реализовать меры по нейтрализации наиболее опасных путей, способных привести к кризису.
- избежать банкротства.
- вывести компанию из кризиса.
- разработать и реализовать финансовые и управленческие механизмы, которые позволили бы «вытащить» компанию из кризиса.
- ограничить ущерб, который кризис может нанести предприятию.
Антикризисное управление имеет свои особенности, затрагивающие технологии и процессы в компании. Речь идет о мобильности и динамичности в применении ресурсов, изменениях, внедрении новых программ и инновационных методов работы, осуществлении программно-целевых подходов в технологиях по разработке и реализации решений в сферах управления, повышенной чувствительности к временному фактору в управленческих процессах, выполнении своевременных действий по динамике ситуаций, более пристальном внимании к предварительной и последующей оценкам решений в вопросах управления, выборе альтернатив в поведении и осуществлении деятельности, использовании антикризисного критерия качества решений в ходе их разработки и использования.
Виды антикризисного управления в зависимости от стадии кризиса:
1. Реактивное: деятельность антикризисного управления, как правило, начинают вести в условиях острой кризисной обстановки и нехватки времени. В такие моменты переосмысление прежних норм и целей организации, разработка новой модели поведения – довольно трудные процессы. В этом случае целью является формирование достаточного уровня ликвидности и платежеспособности компании. Иными словами, предприятие должно использовать антикризисное управление бизнесом для восстановления прежнего (докризисного) состояния.
Основные задачи, которые ставит перед собой реактивное (экстренное) антикризисное управление – выявить первые признаки возникновения трудностей в компании, принять меры по ликвидации кризиса и той обстановки, к которой он привел.
2. Превентивное: задачами превентивного (упреждающего) антикризисного управления являются оценка вероятности и последствий потенциальных кризисов, разработка антикризисной стратегии, реализация планов мероприятий по предупреждению сложных финансовых ситуаций.
В рамках превентивной деятельности компании проводят мероприятия, направленные на идентификацию, оценку и управление рисками. Сюда также входит решение вопросов, связанных с увеличением финансовой безопасности фирмы методом повышения ее способности адаптироваться. В превентивном антикризисном управлении выделяют:
- раннее антикризисное управление проводится, чтобы преодолеть опасности, связанные с появлением кризиса, и создать предпосылки для получения прибыли. Если спрос на товары или услуги компании падает, позиции предприятия ухудшаются, и возникает риск потерять фирму. Управление дополнено некоторыми специальными функциями, например, по реализации инноваций, предупреждающих спад позиций компании;
- антикризисное управление по слабым сигналам об угрозе кризиса используют, если ухудшается конкурентоспособность товаров, услуг и компании в целом. Здесь сочетаются функции, имеющие как регулярное, так и антикризисное управление (к примеру, судебная санация). Главная задача в данном случае – избежать наступающего кризиса платежей.
3. Арбитражное: экстренное антикризисное мероприятие имеет особую форму арбитражного управления. Его осуществляют при формализованных процедурах в соответствии с решением арбитражного суда. Деятельность данного типа делится на:
- антикризисное управление в период несостоятельности (речь идет о наблюдении, финансовом оздоровлении и внешнем управлении). Такое управление выбирают, если предприятие начало терять прибыль, перестало самоокупаться и постепенно идет к банкротству. Здесь деятельность антикризисного регулирования с собственными функциями дополняют оперативными функциями, присущими систематичному управлению. Основная задача компании в данном случае – выжить, восстановить бизнес, платежеспособность, создать хорошие условия, которые позволил ли бы ей перейти на опережающее антикризисное управление;
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Антикризисное управление предприятиями и банками / Г.К. Таль, Г.Б. Юн. – М.: Дело, 2016.
3. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – 2015.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: МГУ, 2016.
5. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента.
6. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебник для вузов. – М.: Велби Проспект, 2016.
7. «Стратегическое планирование, как основа жизнедеятельности организации», статья, журнал «Предприятие: для бизнеса», январь, 2016
8. Алиев Э.Г. «Стратегическое планирование – эффективный инструмент оптимизации процесса», 2013 год
9. Василенко С. В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом, 2015. – 213 стр.
10. Воропаев С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». - Москва: Колос, 2016. - 246 стр Волосский А. Мотивация и стимуляция труда; Техносфера - Москва, 2015. - 496 c.
11. Гэлэтер Р. Душа организации: как создать успешную корпоративную культуру, 2016. - Юнекс. – 568 стр
12. Курс МВА по стратегическому менеджменту // под ред. Л. Фаэй, Р. Рэнделл. М. : Альпина Паблишер, 2014. 19.
13. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М. : Финпресс, 2014. 206
14. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент, изд. Дашков и К, 2016 год, 468 стр.
15. Медведев Н.А., Куренинова О.С,, Курзин П.А., Стратегический менеджмент, учебно-методические материалы, изд. Московского государственного института леса, 2005 год, 195 стр.
16. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. - 468 c.
17. Молчанова, О.П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций: Учебник для бакалавриата и магистратуры / О.П. Молчанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 261 c.
18. Малюк, В.И. Стратегический менеджмент. организация стратегического развития: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.И. Малюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 361 c.