Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Практически любая коммерческая деятельность не обходится без предварительных расчётов финансовых показателей и различных видов анализа функционирования собственной деятельности, особенно, если это касается запуска нового вида бизнеса. Это необходимо для понимания того, будет ли бизнес успешным, какие внешние и внутренние факторы могут повлиять, что произойдёт с бизнесом в результате данного влияния и как минимизировать риски. Всё это является основой бизнес-плана.
1. Понятие бизнес-плана инвестиционного проекта, его назначение и структура
Бизнес-план инвестиционного проекта – дорожная карта для капитальных вложений в компанию вне зависимости от сферы деятельности. Он разрабатывается на основе технико-экономического обоснования (ТЭО), предоставляя возможность оценить перспективы, риски и пути достижения установленных целей.
Бизнес-план является основой любой деятельности [1, с. 7]. Он даёт возможность посмотреть на идею, кажущуюся ее автору гениальной, глазами внешнего наблюдателя. Лишь таким образом возможно смоделировать перспективу предстоящего дела, финансовые и инвестиционные показатели, степень потребности в квалифицированных кадрах, воздействие факторов внешней и внутренней среды. Иными словами, вернете ли вы вложенные деньги инвесторов (или свои собственные) и когда это произойдет. Долгосрочный сценарий развития событий потребуется для привлечения средств (средства инвестируют различные вкладчики, венчурные фонды и так далее) в инновационные проекты. Все они требуют бизнес-план, даже если компания известна и прибыльна.
Четыре стадии, когда без планирования не обойтись:
1) Запуск бизнеса. Существенное воздействие бизнес-план осуществляет на зарождающуюся компанию, либо в момент поиска организацией новых направлений бизнеса. Подобный план позволяет предпринимателю определить цели собственной деятельности.
2) Планирование текущей деятельности организации. Предоставляет возможность оценить потенциал развития в определённой нише, а также контролировать внутренние процессы организации.
3) Привлечение инвестиций. Банки не предоставляют ссуды и кредиты без чёткого понимания, в каком направлении движется организация.
4) Поиск партнёров или инвесторов. В данном случае бизнес-план позволяет им оценить перспективы организации.
К особенностям бизнес-плана инвестиционного проекта можно отнести:
1. Сконцентрирован на единой основной цели.
2. Временные рамки ограничены – определены точные даты начала и завершения.
3. Составляется на длительный период, который зачастую совпадает с жизненным циклом инвестиционного проекта.
4. Основная причина разработки – привлечение финансовых средств в проект.
Структура бизнес-плана инвестиционного проекта представлена следующим образом: [2, с. 222]
• Резюме;
• Стратегия развития и характеристика компании;
• Подробная информация о продукции;
• Маркетинговая стратегия и анализ рынков сбыта;
• План будущего производства;
• Управленческий план;
• План реализации инвестиционного проекта;
• План инвестиций;
• Прогноз финансовых показателей (денежный поток);
• Данные эффективности инвестиционного проекта;
• Юридический план;
• Краткая информация о собственнике бизнес-плана.
2. Основные разделы бизнес-плана, их содержание и анализ
Основные разделы бизнес-плана и их содержание зависят от специфики проекта: планируется ли производственная деятельность, коммерческая, финансовая. Однако в любом случае документ должен быть составлен таким образом, чтобы в нём были отражены все необходимые сведения, а также их возможно было легко найти [3, с. 5].
1.Титульный лист
Это один из главных разделов бизнес-плана, который создаёт первое впечатление о проекте. Чтобы оно было хорошим, необходимо оформить лист корректно и аккуратно, указав название организации, юридический и фактический адреса, актуальные контакты и информацию о собственниках, руководителях, дату составления. Если придуманы название бренда и логотип, их также возможно указать.
Важно! Чтобы сохранить идею бизнеса в секрете, предприниматель может прописать здесь же, что сведения не подлежат разглашению. Другой вариант — отразить данную информацию после оглавления на отдельном листе вместе с распоряжением вернуть документ, если в инвестициях будет отказано.
Следом за титульным листом рекомендуется оформить оглавление — перечислить главные разделы бизнес-плана и страницы, на которых их возможно увидеть.
2. Резюме
Несмотря на то, что это второй раздел бизнес-плана, подготавливается он в самом конце, когда все сведения просчитаны и внесены [4, с. 142]. Дело в том, что в данном разделе кратко описывается проект, концепция, перспективы, а также:
• смарт-цели;
• характеристика продукта;
• сравнительный анализ конкурентов и отстройка от них;
• планируемые финансовые показатели;
• размер инвестиций, которых не хватает, а также то, на что они будут направлены и сроки окупаемости.
Необходимо тщательно продумывать содержание данного раздела бизнес-плана, поскольку от него чаще всего и зависит решение инвесторов и кредиторов.
3. Постановка цели разрабатываемого бизнес-плана
В разделе описывается не только цель, но и характеристика деятельности, продукция, которую организация планирует выпускать и её преимущества, выгоды от её приобретения. Возможно кратко представить технологические процессы (важно при этом не углубляться в них).
Задача данного раздела — показать, что продукция будет востребованной. Увеличивают её ценность полученные авторские права, патент.
4. Описание организации
В данном разделе необходимо как можно подробнее представить будущую организацию:
• полное и сокращённое названия;
• дату регистрации;
• ОПФ;
• подчинённость, если существует.
Если организация действующая, то в данном разделе возможно указать, на каком она этапе развития, а если у неё уже существует ассортимент, кратко представить его.
5. Описание проекта
В данном разделе необходимо представить:
• вид инвестиционного проекта (производственный, коммерческий, экономический и так далее);
• суть начинания;
• конкретные шаги по реализации проекта, сроки, если возможно их спрогнозировать, а также этап, на котором он находится в данный момент;
• данные о ключевых участниках проекта, их роли, навыки, функции;
• сведения о продукции, способы её применения, которые бы показали, что её приобретение на самом деле выгодно для потребителей.
Возможно проанализировать перспективность проекта посредством SWOT-анализа. Он описывает сильные, слабые стороны, возможности и внешние угрозы.
6. Товары и услуги
Логично, что это один из важнейших разделов бизнес-плана, и к его содержанию и структуре необходимо подходить особенно ответственно. Так, в нём необходимо выделить следующие подразделы:
• краткое резюме продукции;
• описание;
• сравнение с аналогами конкурентов;
• процесс производства;
• прогнозирование, планы.
В описании необходимо акцентировать внимание на выгодах для потребителя, а не на технических характеристиках продукта. Если существует возможность в перспективе его улучшить, это, в том числе, необходимо указать.
Кроме того, если планируется производство продукции, лучше отдельным пунктом отразить, что она соответствует международным либо российским стандартам качества. То же самое касается сервиса.
7. Анализ выбранной отрасли и оценка жизнеспособности проекта в ней
Заключение
Таким образом, в соответствии с целью контрольной работы, было проведено исследование разработки бизнес-плана инвестиционного проекта.
В процессе исследования были рассмотрены и изучены:
1) понятие бизнес-плана инвестиционного проекта, его назначение и структура;
2) основные разделы бизнес-плана, их содержание и анализ
3) финансовый раздел бизнес-плана и его основные показатели.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Романова, М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: Форум, 2018. - 288 c.
2. Чараева, М.В. Инвестиционное бизнес-планирование: Уч.пообие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. - М.: Альфа-М, 2017. - 192 c.
3. Бобков, Л.В. Бизнес-планирование: Уч. / Л.В. Бобков, В.Я. Горфинкель, П.Н. Захаров и др. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 320 c.
4. Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%.Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 486 c.
5. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: Риор, 2019. - 176 c.
6. Алиев, В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев, Д.В. Чистов. - М.: Инфра-М, 2018. - 64 c.
7. Еремеева, Н.В. Планирование и анализ бизнес-процессов на основе построения моделей управления конкурентоспособности продукции / Н.В. Еремеева. - М.: Русайнс, 2018. - 16 c.