Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие философской мысли во Франции в XVIII веке происходило под эгидой эпохи Просвещения, и фигуры французских философов-просветителей были столь велики, а их наследие столь впечатляющим, что значительных оппонентов им в то время во Франции не было. В целом с французской культурой связаны формирование Просвещения как куль-турной концепции и мировоззренческого течения, нашедших свое класси-ческое воплощение в философском наследии. Совпадение эпохи Просве-щения с кризисом феодально-абсолютистской монархии привело к тому, что оно сыграло значительную роль в создании идеологических основ Ве-ликой Французской революции.
Основоположниками французского Просвещения были Франсуа Мари Вольтер, Жан Мелье и Луи Монтескье. Их труды способствовали формированию 2-го поколения просветителей, творчество которых стало разворачиваться с середины 40-х годов XVIII века. Наиболее яркими представителями этого поколения являются Жюльен Офре де Ламетри, Де-ни Дидро, Этьен Бонн де Кондильяк, Жан Жак Руссо, Анн Робер Жак Тюрго, Клод Адриан Гельвеций, Поль Анри Гольбах. Просветительские идеи, распространявшиеся не только через философские произведения, но и через художественную литературу и театр (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями), проникли в духовную культуру Франции и стали широким общественным достоянием.
Философской основой французского Просвещения было материали-стическое понимание природы и места человека в ней, противопоставление теологии и идеалистической метафизики. Важнейшим достижением фран-цузского Просвещения следует считать преодоление механицизма и пред-ставления о неизменности природы во времени, то есть антидиалектиче-ского подхода в гносеологии. В целом значительная эволюция философ-ских воззрений является характерной чертой французского Просвещения.
Тема данной контрольной работы актуальна, так как вопросы о том, кто такой человек, как соотносятся понятия «общество» и «природа», чего больше в человеке – природного или общественного – волновали умы ученых и философов во все времена. Целью нашей работы является изуче-ние основных идей и особенностей французского Просвещения на основе философского наследия его выдающихся представителей.
1. Философы-родоначальники французского Просвещения XVIII века (Жан Мелье, Шарль Луи Монтескье, Франсуа Мари Воль-тер, Жан-Жак Руссо).
Одним из родоначальников французского Просвещения является Жан Мелье (1664–1729) - сельский священник, живший в провинции Шампань. После его смерти были обнаружены записки, изданные не без участия Вольтера, давшего им название «Завещание», под которым они и вошли в историю.
Главное положение учения Жана Мелье заключалось в том, что люди обременены страданиями. В мире царит зло, богатые богатеют, бедные беднеют. Виновниками бедности бедняков являются богатые, грабящие и унижающие народ, поэтому необходимо приложить все усилия для уста-новления справедливости в мире своими силами, не полагаясь на волю Божию. Поскольку в основе происхождения зла лежит имущественное и политическое неравенство, от него необходимо избавиться, так как люди равны по своей природе. Для этого людей нужно просвещать, ведь они темны и забиты, верят в разные вымыслы и суеверия и не знают, что их счастье в их собственных руках.
Парадоксально, но, являясь священником, Мелье считал одним из главных суеверий христианскую религию, придуманную богачами для удержания народа в повиновении. Среди аргументов против существова-ния Бога Мелье выделяет следующие: говорят, что Бог существует, потому что мир совершенен, в нем есть красота. Мелье утверждает, что красота есть понятие, присущее материальному миру и являющееся его свойством, поэтому совершенно необязательно придумывать Источник этой красоты. На аргумент о том, что если мир совершенен, то он создан совершенным существом - Богом, Мелье возражает, что это несостоятельно, так как предполагает бесконечную цепь: совершенство Бога означает наличие кри-терия совершенства, которому подчиняется Бог, следовательно, если Бог совершенен, то Он также требует совершенства от своего Творца. Рас-сматривая душу как непосредственно данную нам нематериальную сущ-ность, доказывающую нам существование нематериального мира, Мелье утверждает, что душа также материальна, она просто представляет собой тонкую материю и рассеивается со смертью. Поэтому в мире не существует ничего, кроме материи, все остальное - лишь ее свойства, форма существо-вания.
Философская концепция Франсуа Мари Вольтера (1694 – 1778) представляет собой законченный образец «деистического материализма», сыгравшего важную роль в формировании материалистического понима-ния природы и человека на рубеже XVII и XVIII столетий. Уже в ранних произведениях Вольтера возникает мысль о том, что природа существует вне и независимо от человеческого сознания и представляет собой сово-купность бесчисленного множества различных материальных образова-ний. Носителем психических функций, свойственных человеку, является не особая имманентная сущность, именуемая «душой», а человеческое созна-ние, имеющее определенную анатомо-физиологическую основу и исчеза-ющее вместе с разрушением последней.
Эта мысль подтверждается многочисленными философско-материалистическими рассуждениями Вольтера об образовании космиче-ских тел, появлении мыслящих живых существ, дистанцирующихся от сво-его божественного обоснования. Вольтер убежден, что философ обязан признать акт божественного творения по отношению к природе, но гораз-до важнее его убежденность в том, что после этого творения природа су-ществует и функционирует в полной независимости от Бога.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова М.Ю. Философия. - Ростов н/Д., 2005.
2. Голубева Г.А. Философия. - М.: Альфа-Пресс, 2011.
3. Артамонов С.Д. «Вольтер и его век». Москва, Просвещение, 1980.
4. Богута И.И. История философии - М.: изд-во «Мысль», 1995.
5. Манфрез А.З. Три портрета времен французской революции. - М: Мысль, 1989.
6. Момджян Философия Французского Просвещения XVIII века. - М. 1995.
7. Поздняков Э.А. Философия свободы. - М., 2004.
8. Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции. Опыт сравнительного анализа. - М.: ИФРАН, 2002
9. Современная европейская философия / ред. Ю.М. Бохенский. - М.: Научный мир, 2000.
10. Французское просвещение и революция / АН СССР, Институт философии, М: Наука, 1989.
11. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов в 3-х ч. Ч. 1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
12. Чудинов А.В. Утопии века Просвещения. - М., 2000.