Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Несмотря на то, что в современном мире наблюдается тенденция отказываться от всего старого в пользу нового, мусульманское право продолжает сохранять достаточно широкие возможности активного действия в правовых системах многих стран Востока.
Проблема мусульманского права, как и религии ислам в целом, особенно актуальна в эти дни, потому что события, происходящие на Ближнем Востоке, затрагивают абсолютно всех, и вражда на основе религиозных и этнических разногласий становится всё более масштабной. Чрезмерная религиозность многих мусульман незаметно становится фанатизмом, а ненависть ко всем инакомыслящим завладевает ими целиком и полностью. В последнее время радикализация ислама становится более стремительной, а его основные понятия и ценности полностью искажаются. Именно поэтому целью своей работы считаю рассмотреть мусульманское право в том виде, в каком оно было задумано изначально.
Религиозно-традиционная правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и др.).
Источники права в религиозных правовых системах современности
Наряду с западно-правой, возможно выделение восточно-правовой конгломераций. В основе этой конгломераций лежит религия и философское мировоззрение, причем отличающуюся у разных представителей. Это мусульманство для арабских стран, иудаизм для Израиля, индуизм для Индии, буддизм, синтоизм для дальневосточных стран и т.д. Говорить об однородности этой правовой конгломераций не приходится, но есть определенные связующие звенья, которые нам позволяют говорить о ней как едином целом.
Применительно к западно-правовой конгломерации характерно признание высшей ценностью человека и его свободу. Для восточно-правовой конгломерации это категорически неприемлемо. Здесь отсутствует понятие субъективное право, так как, к примеру, в мусульманских странах считается, что человек не имеет прав, а только обязанности перед Аллахом. Это не означает, что человек здесь не ценится вообще, просто отношение к жизни совсем другое. Такая позиция соответствует правосознанию этих народов. Во всех этих правовых семьях главным источником права признается Божественное откровение (Коран, Тора и т.д.) .
Основополагающей правовой семьей в рамках восточно-правовой конгломераций выступает религиозная правовая семья, которая, по нашей классификации, включает в себя мусульманское, индусское и иудейское право.
Мусульманское право представляет собой одну из правовых систем современного мира, которая, в свою очередь, выражена исключительно в религиозной форме, основанной на Исламе. Сегодня Ислам является самой молодой из трех мировых религий и имеет достаточно широкое распространение. Нормы Ислама содержат догмы; уточняют, во что должен верить мусульманин, напрямую регулируют его действия, определяют жизненные ориентиры и формируют основные приоритеты согласно идеологии.
На данный момент осталось не так много стран с религиозной правовой доктриной, однако такие страны в мире существуют, в основном, к ним относят страны, преимущественно исповедующие ислам.
Особенность мусульманского права состоит, прежде всего, в том, что роль основного юридического источника мусульманского права ранее принадлежала правовой доктрине, а государство, непосредственно, обращало в санкции ее выводы на основании воли Аллаха. В большинстве случаев настоящий мусульманин, пребывая на территории другого государства, обязан оставаться верным Исламу, руководствоваться шариатом.
Минуя внутреннюю несогласованность права западноевропейских стран, Ислам на протяжении всего периода собственного становления и развития сохраняла структурированную целостность.
Ислам и духовенство крайне негативно относились к европейской культуре в целом, поэтому ещё одним аспектом реформ является ограждение мира мусульман от контакта с иноверцами. Результатом подобных нововведений стало характерное ограничение сферы действия исламского права четким регулированием отношений личного статуса мусульман в наиболее развитых регионах мусульманского мира .
Главным ориентиром правовых систем таких стран, как Саудовская Аравия, Иран, Судан, считается сам шариат, хотя ряд других государств: ОАЭ, Афганистан, сконцентрирован на реализации европейских традиций, модели светского государства, хотя в законодательстве все-таки прослеживаются отдельные положения шариата.
Важно помнить, что основанное на Коране мусульманское право принято рассматривать как самостоятельное и независимое звено. Однако существует предположение о некотором заимствовании мусульманским
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмедов Р.А. Происхождение мусульманской правовой системы // Nauka i studia. 2017. Т. 2. № -7. С. 31-37.
2. Васильев, И.А., Козлихин, И.Ю. Основы теории и истории исламского права: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. 110 с.
3. Гордеева Е.М., Ворожцова О.О. Актуальные вопросы в изучении источников исламского права // Наука и образование сегодня. 2019. № 6-1 (41). С. 59-62.
4. Дроздова А.М., Васильева И.О. Влияние правовой системы России на романо-германскую правовую семью (на примере стран СНГ) // Теория государства и права. 2018. № 2. С. 19-26.
5. Емолкина К.А., Воронкова Д.В., Чекушкин А.Н. К вопросу понимания правовой системы современных мусульманских стран // ХIII Державинские чтения в Республике Мордовия Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: Н.Н. Азисова [и др.]. 2017. С. 60-63.
6. Талагаева Т.И. Мусульманское право как разновидность религиозной правовой системы // Вклад студенчества в развитие современного научного знания сборник научных трудов / под общ. ред. И.В. Карповой. Орёл, 2018. С. 73-76.
7. Тарасова М.Д. Мусульманская правовая система в условиях глобализации // Право, общество, государство: проблемы теории и истории сборник материалов Всероссийской научной студенческой конференции. Российский университет дружбы народов, Юридический институт. 2016. С. 428-432.
8. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография / А.В. Серегин, А.Б. Кубрава; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. 337 с.
9. Федосов И.В. Мусульманское право и влияние ислама на светское право в исторической ретроспекции и современности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 2 (98). С. 58-75.