Фрагмент для ознакомления
2
Создание задания-кейса
Предложена ситуации работы психолога с ученицей средней школы (6 класс, девочка, 12 лет) по обращению родителей. Причиной обращения стало падение успеваемости ребенка, потеря интереса к школьному обучению.
Обстоятельства диагностированы со слов родителей. В результате беседы с родителями выяснены следующие нюансы. Ребенок в последнее время не уделяет внимания выполнению домашнего задания, раньше проблема не проявлялась так остро. Девочка часто просыпает в школу, опаздывает, собирается на занятия неохотно. По сравнению с результатами младшей школы упала успеваемость (средний балл четыре до балла три). Родители не отмечают у ребенка конфликтности и других проблем с поведением, считают, что переходный возраст проходит довольно гладко. В оппозицию с родителями ребенок не вступает, соглашается, что успеваемость упала, обещает над этим работать, но ничего не предпринимает.
Вопросы, которые кейс ставит перед участниками:
1. Каковы отношения в семье ребенка, оказывает ли семейное воспитание подавляющее влияние на личность?
2. Связано ли падение успеваемости с соматическими заболеваниями, пропуском занятий?
3. Довелось ли ребенку пережить какие-то травмирующие ситуации, которые могли бы спровоцировать изменения в поведении?
4. Какова социальная ситуация обучения ребенка в группе сверстников, и какой характер носят отношения с педагогами?
5. Какие диагностические методики мотивации учения наиболее полно отразят для психолога все проблемы формирования мотивации ребенка?
Предположительный вариант разрешения ситуации:
В качестве дальнейшей диагностической работы запланирована беседа с классным руководителем девочки и с самой учащейся. По итогам беседы с классным руководителем подтвердилось падение интереса к обучению, при этом педагог подозревает о конфликте в коллективе школьников, хотя не был его свидетелем.
По вопросу посещаемости ребенком учебного заведения, получены удовлетворительные результаты – прогулов по неуважительным причинам не было, все пропуски занятий только по болезни, о чем родители и педагоги осведомлены, есть множественные опоздания.
Произведена беседа с самой учащейся в свободной форме о трудностях и перспективах обучения в средней школе. По результатам беседы с ребенком выяснено, что: предпочитаемыми учебными предметами являются предметы с невысокой сложностью и нагрузкой (рисование, музыка, ОБЖ), а так же предметы, преподаваемые наиболее лояльными педагогами, которые не прибегают к резкой критике успехов учащихся. В домашней обстановке у ребенка нет постоянных обязанностей, большинство домашних дел родители выполняют за школьницу или помогают ей выполнить. Родители активно не вовлекают ее в дело помощи по дому. В сфере межличностных отношений учащаяся не выделяет проблемных ситуаций, свое общение со сверстниками характеризует как ровное, спокойное, подробнее обсуждать этот вопрос отказывается, прекращает диалог.
Анализ ситуации:
Можем подозревать проблему в межличностных отношениях, например, буллинг со стороны сверстников, что заставляет ребенка опаздывать на уроки, чтоб прийти, когда учитель уже в классе, и в целом снижает желание приходить в школу. Этот вариант событий подтверждается подозрениями педагога.
Планирование дальнейшей работы производим следующим образом:
Обращаемся к результатам социометрического тестирования класса, определяя статус ребенка в коллективе. Повторяем беседу с девочкой, налаживая доверительные отношения, в которых ей легче будет раскрыться и поделиться проблемами. Сообщаем ребенку номер телефона психологической поддержки на случай непредвиденных обстоятельств.
Производим диагностику учебной мотивации. Используется тест «Мотивация учения» адаптация А. Д. Андреевой. Методика «Мотивация учения» выбрана нами потому, что, помимо учебной мотивации учитывает тревожные тенденции в поведении ребенка, и позволяет верифицировать данные тестирования на тревожность. Опираясь на сбор предварительных данных, можно судить, что обстановка в классе, общение со сверстниками являются негативными факторами, влияющими на ребенка.
Кроме того, используется тест школьной тревожности Филлипса, он включен в спектр методик, чтобы продиагностировать реакцию ребенка на ситуации школьной жизни в самом широком смысле. Тест выделяет отдельные шкалы тревожности для различных ситуаций, что позволяет нам судить не только о наличии генерализованной тревоги, но и о сферах ее возрастания.
По результатам тестирования и дальнейших бесед с ребенком формируем программу коррекции социального статуса, производим работу и с классом, где обучается ребенок.
Комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить:
1. Правильной подбор диагностических методик с опорой на предпосылки, данные участниками ситуации.
2. Знания об организации диагностической беседы со школьником.
3. Овладение комплексным подходом в поиске причин неблагополучия ребенка (среди них может быть семья, школа, сверстники, педагоги).
4. Умение произвести предварительный сбор информации для выбора тестовых средств диагностики.
5. Умение планировать индивидуальный маршрут коррекции социального развития личности.