Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности. Это предопределило отношение общества к тем видам деятельности человека, которые нацелены на развитие эмоциональной чувственной сферы человека - искусство, художественное творчество сегодня зачастую считаются избыточной роскошью. Надо отметить, что такое отношение затрагивает и образование - как общеобразовательные предметы области искусства, так и систему художественных кружков и студий. показательно, что в последние годы даже детские художественные школы, имеющие давние и сильные традиции, порой испытывают проблемы с набором учащихся.
Хорошо известно, что потребность в творчестве, созидании и преобразовании мира является для человека насущной необходимостью, обеспечивая его постоянное развитие. в то время как «дефицит» творчества, отсутствие положительного опыта в этой сфере отрицательно влияет на процесс формирования личности.
Значимость художественного образования осознается также и на уровне образовательной политики. Так, в Концепции модернизации российского образования задачи художественного образования школьников рассматриваются как современный социальный заказ. В Концепции подчеркивается важность художественного образования, использование познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности в формировании творческих способностей обучающихся, чувства прекрасного, эстетического вкуса, нравственности.
1.Понятие преемственности в художественном образовании
Преемственность является объективной закономерностью развития. Ее можно рассматривать как связь между явлениями в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы, растет на основе старого, с принятием его, борьбе с ним, потому что без сохранения не может быть обогащения и накопления.
Идея преемственности содержалась еще в учениях древних философов как признание связи и взаимодействия различных элементов всеобщей субстанции: нового и старого, умирающего и зарождающегося. Преемственность как связь сохранения содержания первоначального понятия в последующем выступает у Гегеля как явление необходимое и закономерное.
В философской интерпретации преемственность - это установка на изменение, нововведение органически сочетается с требованием сохранения всего положительного, прогрессивного из отрицаемой качественной определенности. Связь между старым и новым в процессе развития является необходимой и единственной адекватностью преемственности как фундаментальной закономерности динамики любых сложноорганизованных систем. По их мнению, понятие «преемственность» качественно характеризует диалектическое развитие и определяется как связь между явлениями в процессе развития, а не в любом изменении, движении.
Несмотря на многообразие определения преемственности, все трактовки сводятся к тому, что преемственность - связь между явлениями в процессе развития. Преемственность не тождественна повторению, хотя и предполагает удержание, сохранение в новом определенных элементов старого. Эти элементы не переносятся механически из прошлого в настоящее, а существуют в нем в преобразованном виде, зависящем от конкретных условий возникновения новой качественной определенности. Несмотря на то, что преемственность обладает достоинством всеобщности, в каждом конкретном случае она сугубо специфична. Своя специфика преемственности существует и в педагогике, в обучении художественным дисциплинам.
Поисковая работа находит выражение в коллекционировании репродукций по выбранным темам, в создании индивидуальных и коллективных альбомов, в подготовке докладов, устройстве выставок, в чтении литературы по искусству, посещении выставок. Самостоятельная работа школьников развивается и направляется педагогом в соответствии с основными учебно-воспитательными задачами каждого года обучения. В результате учащиеся должны получить представление о роли искусства в жизни общества; знать основные этапы зарубежного искусства, искусства своего народа.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой работы:
1 – открывает большие возможности для самодвижения.
2 – укрепляет творческий потенциал.
3 – помогает учащимся выйти на свои личностные особенности через свое отношение к произведениям искусства.
4 – помогает найти резервы в собственной индивидуальности, дает возможность найти точку опоры в своей уникальности.
Необходимо направлять ребенка на выполнение любого задания учителя творчески, но творчество немыслимо без свободы, поэтому следующий метод – метод свободы в системе ограничений.
Этот метод предполагает знание основных изобразительных средств и техник, умение использовать их. Чтобы поддерживать интерес к предмету, на занятиях можно и нужно использовать разные художественные материалы и техники выполнения работ. Учащиеся рисуют карандашом, красками, углем, пастелью, гуашью; занимаются живописью, графикой, декоративной росписью, конструированием из бумаги, работают с соленым тестом, глиной, пластилином, выполняют аппликации и силуэты, мозаики и витражи, осваивают технику батика. Выполненные художественные работы дети могут использовать как подарки родным и друзьям. Это способствует развитию
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. – М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008.
2. Бондарева С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. - Волгоград: Учитель, 2010.
3. История искусства для детей. Живопись. – М.: Изд-во «РОСМЭН», 2004;
4. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
5. Коробкова Е.Н. Теоретические основы культуро-ориентированного образовательного процесса: монография - СПБ., 2013.
6. Мелик-Пашаев А.А. О состоянии и возможностях художественного образования: аналитическая записка // Искусство в школе. - 2008. - № 1.
7. Павлова О.В. Изобразительное искусство: обучение приемам художественно – творческой деятельности. - Волгоград: Учитель, 2008
8. Фридман Л.М. Психология в современной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 224 с.