Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственное регулирование в экономической политике играет одну из ведущих ролей в формировании и развитии экономической структуры современного общества. При этом, одним из наиболее важных механизмов, которые позволяют государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, в котором государственный бюджет является главным его звеном.
Государственный бюджет имеет огромное значение в развитии и процветании любого государства, позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования, стимулировать развитие наиболее приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Практика формирования бюджетных систем в различных странах и исторический опыт свидетельствуют о том, что все они формировались с учетом наиболее оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня. В последние годы многими странами приложены серьезные усилия по модернизации управления государственным бюджетом. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, приобретает в настоящее время особую актуальность.
Цель работы изучить бюджетную систему Российской Федерации и основные направления ее совершенствования в среднесрочной перспективе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть характеристику бюджетной системы Российской Федерации;
- изучить основные параметры бюджетов бюджетной системы на среднесрочную перспективу;
- изучить основные направления совершенствования исполнения бюджета на примере муниципального образования.
1. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, функции и роль бюджета
Происхождение слова «бюджет» (англ. – budget) связано со старинной английской традицией, действующей до сих пор. Согласно ей, канцлер казначейства ежегодно приходит в парламент с сумкой, название которой происходит от старинного французского слова «bougette», что означает «маленькая сумка». Примечательно то, что и в современное время в сумке (вернее, в небольшом чемодане типа «дипломат») находится речь канцлера казначейства, посвященная бюджету Великобритании.
Термин «бюджет» в современном лексиконе имеет множество значений, является омонимом. На государственном уровне, например, этот термин используется применительно и к денежным средствам, и финансовом плану, и нормативному акту. Поэтому значение этого слова надо понимать из контекста предложения или фразы. Например, смысл фразы: «Депутатский корпус приступил к рассмотрению бюджета» означает, что депутаты начали рассматривать проект нормативного правового акта. Следующая фраза: «Строительство новой дороги будет профинансировано за счет бюджета», говорит о бюджете как об источнике финансирования – денежных средствах государства или местного самоуправления. Фраза: «Правительство формирует бюджет на очередной год и плановый период», означает, что речь идет о подготовке финансового плана на три года.
Понимание сущности бюджета как основного звена системы финансов непосредственно связано с вопросом о роли государства в рыночной экономике. Несовершенство («провалы») рынка предопределяют необходимость участия государства в воспроизводственном процессе. Это участие приобретает разнообразные формы и масштабы: законодательное регулирование и контроль, перераспределение ВВП, предоставление общественных благ, регулирование общеэкономического равновесия и т. д. В этих процессах бюджет выступает как наиболее важный инструмент государственного регулирования.
Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство, и источником финансирования общественных благ выступают бюджетные средства. Финансовое обеспечение общественных благ определяет распределительную функцию бюджета, называемую еще аллокационной.
Корректировка существующего распределения доходов и богатства с целью обеспечения соответствия общественным представлениям о «честном» и «справедливом» распределении называется перераспределительной функцией. Осуществляется перераспределение ВВП между отраслями, регионами и гражданами с целью устранения диспропорций и обеспечения макроэкономического равновесия.
Традиционно в отечественной науке о финансах выделяется контрольная функция бюджета, которая имеет многообразный характер. Прежде всего она проявляется в том, что, принимая ежегодный закон о бюджете, государство должно обеспечить его неукоснительное выполнение. Для этого в том числе создаются органы государственного (муниципального) финансового контроля.
Информационная функция состоит в особой роли бюджета как индикатора текущего состояния экономики страны и социальной сферы. В бюджете как важнейшем финансовом плане государства воплощается прогноз будущей экономической ситуации. Официальный сайт Минфина России – https://www.minfin.ru – представляет собой огромный портал данных о федеральном бюджете и бюджетной системе России в целом.
В современных теоретических исследованиях, посвященных сущности бюджета, отмечается также такая функция, как институционализация общественных предпочтений. В современных демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных бюджетных показателях.
В научной литературе отмечают и иные функции бюджета, характеризующие отдельные стороны его участия в экономических и социальных процессах.
1.2 Уровни бюджетной системы РФ
Российская Федерация – федеративное государство, поэтому в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система России представляет собой трехуровневую иерархическую систему:
– первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
– третий уровень – местные бюджеты (около 30 тыс.).
Первый и главный уровень бюджетной системы РФ – федеральный бюджет, представляющий собой денежный фонд органов федеральной власти РФ. С его помощью власть (представительные и исполнительные органы) сосредоточивает в своих руках значительную часть валового внутреннего продукта, используемого для осуществления общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных и социально-экономических функций.
Федеральный бюджет связывает основные финансовые институты: государственные финансы, налоги, государственные займы и кредит оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную и страховую сферы.
Второй уровень – это субъектные бюджеты (республиканские, краевые, окружные и областные, т.е. региональные). В их задачи входит обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций государственно-национальных и административно-территориальных образований; экономическое воздействие на производственную деятельность организаций в рамках их территорий, а также решение социально-экономических и культурных вопросов.
По каналам региональных бюджетов в современных условиях финансируется подавляющая часть средств, выделяемых государством на жизнеобеспечение человека (в %): жилищно-коммунальное хозяйство – 92, образование – 79, культуру – 71, здравоохранение – 80, осуществление социальной политики – 68. Из всей государственной поддержки отраслям промышленности, сельского хозяйства, транспорта на долю регионов приходится 64%.
В условиях перехода к рыночной экономике и роль и значение бюджетов субъектов Российской Федерации неуклонно возрастают. Бюджеты становятся финансовой базой социально-экономического развития территорий путем финансирования производственных организаций, социальных мероприятий, подготовки кадров и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 28.12.2020) «О Федеральном казначействе» // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2004, № 49, ст. 4908.
3. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
5. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
6. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р
7. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р
8. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. — 174 c.
9. Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.
10. Берзон Н. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.
11. Валиева Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Валиева, А.Г. Лукин. — М.: Русайнс, 2016. — 288 c.
12. Кузнецова, Е. К. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.
13. Костоглодова Е. Д., Андреева О. В., Иванова О. Б. и др. Государственные финансы Германии. Теория и методология. Монография. — М.: Мини-Тайп, 2018. — 200 c.
14. Кудрин А.Л. Государственные финансы Ренессанса: Карафа — Ортис — Боден: Учебное пособие / А.Л. Кудрин, М.П. Афанасьев. — М.: Магистр, 2018. — 32 c.
15. Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.
16. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 333 c.
17. Федорова И. Ю., Фрыгин А. В., Седова М. В. и др. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов. — М.: Дашков и Ко, 2020. — 242 c.
18. Чиненов, М. Бюджетное планирование и прогнозирование / М. Чиненов, В. Семибратов. – М.: Де–По, 2018. – 118 с.
19. Чумичева, Г.А. Проблемы планирования бюджетных расходов / Г.А. Чумичева // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – №3. – С. 74–81.
20. Официальный сайт Администрации Батыревского района Чувашской Республики / Режим доступа: https://https://batyr.cap.ru/