Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная служба Российской Федерации призвана регулировать общественные процессы, обеспечивать целостность государства и реализацию интересов граждан.
Государственным служащим можно в полном смысле данного слова называть в нашей стране любого штатного или внештатного сотрудника государственного учреждения, государственной структуры, который занимается непосредственной реализацией государственной службы. Соответственно, сфера деятельности государственного служащего становится прозрачной после выяснения специфики государственной службы. Под ней же, в свою очередь, следует понимать целенаправленную профессиональную деятельность по реализации государственной политики и претворению в жизнь государственных решений. Соответственно, государственная служба есть практическая сторона работы органов государственной власти.
Итак, государственные служащие, по сути, представляют собой то первичное звено, человеческий фактор, который определяет общую картину, связанную с функционированием государственных структур по претворению государственной политики в жизнь, а также по ее донесению до каждого рядового гражданина. Можно сказать, что государственные служащие, несмотря на свою кажущуюся закрытость от постороннего вмешательства, все же находятся достаточно близко к простому населению страны, поскольку переориентируют на него крупномасштабные проекты государственных решений.
Таким образом, не возникает никаких сомнений, что деятельность государственного служащего очень важная и нужная, что заниматься ею могут только люди, имеющие достаточную квалификацию, достаточный уровень профессионализма, опыта и смекалки, обладающие живым умом и природной склонностью к истине.
Специфика государственной службы как профессиональной деятельности
Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. к этой деятельности относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». Она включает в себя: во-первых, федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ; во-вторых, государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении. В определении понятия государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетеностное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях [8].
Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Основной задачей государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов. По мнению Г.В. Атаманчука2, «государственная служба существует не только и не столько для «обеспечения исполнения полномочий государственных органов», а для того, чтобы таким образом и так исполнять полномочия государственных органов, чтобы полностью осуществлялась социальная сущность государства, его предназначение обслуживать потребности и интересы своих граждан».
Характер государственной службы определяется тем типом общества, к которому она принадлежит. Россия пошла по пути конституирования такой вариации системы государственной службы, которая отражает рациональный тип политической легитимности. В этом нашла свое выражение ориентация политической элиты современной России на построение демократического, правового государства. Это означает, что вся система государственной службы ставится под контроль гражданского общества.
Специфика профессиональной деятельности государственных служащих в том, что они состоят в трудовых отношениях с государственными органами, для них установлен особый регламент поступления, прохождения и прекращения трудовых отношений. Ряд особенностей правового регулирования труда государственных служащих определяется задачами и принципами организации и функционирования государственной службы. Суть особенностей состоит в том, что, с одной стороны, трудовые отношения с госслужащими закрепляют более жесткие, по сравнением с законодательством о труде, требования, устанавливают ряд ограничений, связанных со служебными обязанностями, с другой же стороны, предоставляются дополнительные льготы и социальные гарантии. В частности, ограничительные требования касаются возраста, уровня квалификации претендующего на государственную службу, состояния его здоровья, перечня предъявляемых документов, дееспособности [10].
Профессия государственного служащего относится одновременно к системам «человек-человек» и «человек-общество». В соответствии с первой системой общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в значимую категорию профессиональной компетентности. В соответствии со второй системой, зависит от объективных общественно-политических, экономических условий.
Государственный служащий – не просто работник, а человек, олицетворяющий власть и выступающий от ее лица. Согласно закону Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации»3 специфика труда государственных служащих состоит в том, что они выполняют работу, которая выражается в обосновании целей и направлений общественного развития; занимают должности в государственных организациях, что позволяет проявлять государственную власть; обеспечивают условия функционирования государственной власти и государства; обладают особым предметом труда – информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых и одновременно обслуживаемых граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабичев И.В. Психолого-акмеологический отбор персонала как перспективная форма профотбора Акмеология, №1, 2018. Стр. 76-81.
2. Воробьева Е.И. Аттестация муниципальных служащих: качественная оценка персонала или формальное соблюдение требований законодательства «Практика муниципального управления», №5, 2019.
3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Психологические характеристики государственных служащих и их личностно-профессиональное развитие. Конспект лекции по курсу «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы». - М.: РАГС, 2018. – 287 с.
4. Дивненко О.В., Пеньковский Д.Д. Формирование профессиональной компетентности молодых специалистов. - М., Национальный институт бизнеса, 2018.
5. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессиональная этика государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. / Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март Т», 2018.
6. Игнатов В.Г., Понеделков А.В. Государственная служба: теория и организация. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 224 с.
7. Могилевкин Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13: М., 2018. – 150 с.
8. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие / Д.М. Овсянко. - М.: Юрист, 2018.
9. Рубцов А.Г. Совершенствование форм и методов работы кадровых аппаратов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации Юридический мир. 2017. N 6.
10. Этика государственной службы. / Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2 (22), 98. -М.: Изд-во РАГС, 2017.