Фрагмент для ознакомления
1
1. Понятие, требования к проведению и методика диагностики детей дошкольного возраста 3
2. Сущность планирования и его необходимость , виды планирования принципы планирования работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования 7
3. Недельный план работы по математике в режимных моментах 10
Список использованных источников 12
Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие, требования к проведению и методика диагностики детей дошкольного возраста
В настоящее время в системе дошкольного образования России широкое распространение получила практика реализации психолого-педагогической диагностики дошкольников. Использование диагностических методов является положительной тенденцией в дошкольном образовании.
Диагностика представляет собой деятельность, направленную на постановку диагноза [4, с. 87].
Выделяются следующие виды диагностики:
медицинская (предметом диагностики является состояние здоровья и физическое состояние ребёнка);
психологическая (предметом является психическое состояние детей);
педагогическая (предметом является освоение образовательной программы);
управленческая (предметом является деятельность учреждения образования).
Использование диагностической работы в деятельности дошкольных учреждений продиктовано рядом обстоятельств:
1. Реализация в дошкольном образовании личностно-ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на основе диагностических мероприятий.
2. В соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками воспитатель должен «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».
Требования к проведению диагностики включают в себя реализацию ряда принципов:
1.Принцип законности указывает на то, что диагностическая работа должна реализовываться в соответствии с законодательными нормами таких документов как Конвенция о правах ребёнка; Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; приказы и инструктивные письма Министерства образования РФ и соответствующего субъекта Федерации; Устав образовательного учреждения; Договор с родителями; решения педсовета учреждения образования; приказы руководителя образовательного учреждения.
2. Принцип научности. В соответствии с данным принципом диагностическая работа в образовательном учреждении должна проводиться с опорой на научные исследования, которые обосновывают выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.
3. Принцип этичности обязывает проводить диагностическую работу с соблюдением этических норм и правил.
4.Принцип оптимальности. Данный принцип указывает на то, что при минимальных усилиях должен быть получен достаточный для использования в работе образовательного учреждения объем диагностической информации [5, с. 11].
Существуют различные формы проведения диагностики. Можно выделить групповые и индивидуальные формы, письменное выполнение заданий, устная беседа на занятиях, тестирование.
Следует отметить, что часто педагоги используют технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Следовательно, результаты, полученные в ходе данной диагностики не являются объективными и не могут повлиять на эффективность процесса воспитания и обучения ребенка в детском саду. В процессе диагностики часто принимают участие специалисты, которые не имеют соответствующую квалификацию, что ведет к некомпетентной интерпретации данных диагностики, ошибкам в определении уровня развития детей.
Можно выделить следующие группы методов исследований:
a) неэкспериментальные психологические;
б) диагностические;
в) экспериментальные;
г) формирующие.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество методов диагностики, однако, не каждый из них можно применить к дошкольникам. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент и опрос.
Наблюдение представляет собой один наиболее часто встречающихся в использовании исследовательских методов. Наблюдение применятся как самостоятельный метод, но часто он органически включен в состав других методов исследования, например, беседы, изучения продуктов деятельности, различных типов эксперимента и т. д. [5, с. 17].
Беседа является одним из методов исследования поведения, так как в других естественных науках взаимодействие субъекта и объекта исследования не представляется возможным. Беседа может быть групповой, в этом случае воспитатель задает вопросы группе детей и контролирует, чтобы в ответах присутствовало мнение каждого ребенка.
Опросник является самой проверенной, практикуемой и освоенной методикой. Однако, данная диагностика имеет одну распространенную отрицательную черту. Она часто эксплуатируется в том случае, если педагог не занимается творческим отбором методик для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника хочет узнать у детей, какова мера их воспитанности. В связи с этим педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.
К диагностическим методам исследования также следует отнести тесты, то есть такие методы, которые позволяют дать количественную квалификацию исследуемому явлению, а также разнообразные приемы качественной диагностики, с помощью которых изучаются, к примеру, уровни развития психологических свойств и характеристики испытуемых.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арест М. Я., Тупичкина Е. А. Центральная задача математического образования на современном этапе – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: math-edu.ucoz. ru – Дата обращения: 25.02.2018.
2. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Старшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. - М.: Скрипторий, 2012. - 40 c.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 244 с.
4. Дошкольное образование. Словарь терминов/[Сост. Виноградов Н.А. и др.]-М.: Айрис - пресс, 2015. – 400с.
5. Кларина Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников // Готовимся к аттестации – СПб. : Детство-Пресс, 2012. – С. 9-18.
6. Стожарова М. Ю., Михалева С. Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 1. – С. 70-75.