Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любая компания, имеющая несколько видов деятельности, сталкивается с необходимостью управленческой оценки финансового результата каждого из них. Главный вопрос при решении такой задачи — корректное определение расходов, связанных с отдельными направлениями работы.
Для получения достоверной информации о финансовых результатах различных видов деятельности предприятия нужно объективно и максимально точно определить доходы и расходы, связанные с каждым из них. Определение доходной части в большинстве случаев не вызывает затруднений. Основной объем аналитической работы приходится на калькуляцию затрат.
1. Теоретические основы калькуляции затрат предприятия
1.1 Классификация затрат
Классификация затрат – методический прием, необходимый для планирования и учета затрат и калькулирования себестоимости. В книгах и учебных пособиях по управленческому учету выделяют до двух десятков различных признаков такой классификации. Но с точки зрения возможностей применения для управления компанией они не равноценны. На практике особую важность представляют следующие признаки:
– вид (экономическое содержание) ресурсов, использование которых привело к возникновению затрат;
– целевое назначение затрат;
– наличие (отсутствие) причинно-следственных связей между возникшими затратами и объектами учета (управления);
– зависимость затрат от уровня деловой активности;
– способ признания затрат в качестве расходов;
– целесообразность использования ресурсов.
Вид ресурсов. Классификация затрат по виду (экономическому содержанию) ресурсов, использование которых привело к их возникновению, не что иное, как группировка затрат по элементам, характеризующим их однородное экономическое содержание независимо от назначения и места осуществления. Таким образом, в группировку затрат по элементам заложен ответ на вопрос, что (какие ресурсы) потрачено.
Такая классификация оправдана, когда компания пытается унифицировать свои учетные системы и сблизить управленческий, финансовый (бухгалтерский) и налоговый учет (как правило, используется типовая номенклатура элементов затрат, которая применялась еще в советское время). В случаях когда применение признака считается целесообразным, можно рекомендовать внести следующие изменения в типовую номенклатуру элементов затрат.
1. Детализировать элемент «Материальные затраты», выделив следующие подэлементы:
– сырье, материалы, покупные полуфабрикаты;
– топливо и энергия (ГСМ и энергоносители);
– работы и услуги производственного характера.
2. Переименовать элемент «Амортизация» в «Амортизация и аренда основных средств и нематериальных активов» с выделением следующих подэлементов:
– амортизация;
– арендная плата и лизинговые платежи.
3. Разбить элемент «Прочие затраты», выделив следующие подэлементы:
– работы и услуги прочие (непроизводственного характера);
– налоги;
– прочие затраты.
Целевое назначение затрат. Классификация по этому признаку предполагает группировку затрат по статьям, каждая из которых есть совокупность затрат, однородных по своему целевому назначению. Иначе говоря, такая группировка подразумевает ответ на вопрос, для чего, с какой целью потрачены ресурсы.
В отличие от номенклатуры элементов перечень статей затрат индивидуален для каждой компании и зависит от отраслевых и управленческих особенностей ее деятельности. При этом практически на каждом предприятии в той или иной степени есть нарушения требований к порядку формирования и использования данного перечня.
Во-первых, поскольку номенклатура статей затрат используется в нескольких подсистемах управленческого учета (в оперативном планировании, учете затрат и результатов, калькулировании себестоимости), по отношению к ним она должна быть унифицированной. На практике это требование соблюдается крайне редко, и перечни статей для учета затрат, для калькулирования себестоимости и планирования зачастую не совпадают.
Во-вторых, номенклатура статей должна быть правильно организована, что подразумевает выполнение следующих условий:
– достаточная степень детализации статей;
– однородность целевого назначения затрат, объединенных в одну статью.
Практически на каждом предприятии можно найти статьи, недостаточно детализированные или включающие разные по своей природе затраты.
Причинно-следственная связь затрат с объектами учета. В соответствии с этим признаком затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Традиционно такая классификация затрат распространяется только на один объект учета, он же носитель затрат – производимые компанией продукты. Критерием квалификации затрат в качестве прямых служит возможность их прямого отнесения на носители. Как правило, он формулируется так: «В состав прямых включаются затраты, которые могут быть непосредственно, без использования механизма распределения, отнесены на объект калькулирования – продукт или полуфабрикат». На практике этот критерий фактически не выполняется. Даже затраты на оплату труда основного производственного персонала, обычно признаваемые прямыми, очень часто приходится относить на отдельные виды продукции путем распределения (подробнее об этом см. Как проанализировать порядок формирования себестоимости).
1.2 Сущность и методы калькулирования затрат
Бухгалтерский учет затрат на производство нужен, чтобы сформировать стоимость готовой продукции, работ или услуг, а также оставшегося незавершенного производства. Калькулирование себестоимости продукции, работ или услуг регулирует ФСБУ 5/2019, ПБУ 10/99 и Инструкция к плану счетов [5, c. 186]. В этих документах установлены общие правила.
Понятие себестоимости продукции, работ, услуг есть в пункте 9 ПБУ 10/99. Это совокупность расходов по обычным видам деятельности и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом различных корректировок. Расходы по обычным видам деятельности могут быть признаны как в текущем, так и в предыдущих отчетных периодах. Корректировки проводят с учетом особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи.
В бухгалтерском учете все затраты, связанные с производством продукции, работ или услуг, относят к расходам по обычным видам деятельности. По экономическому содержанию их группируют по элементам затрат, такое деление едино для всех отраслей экономики. Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно (п. 5 и 8 ПБУ 10/99).
В зависимости от отрасли, где работает компания, калькулируйте себестоимость продукции котловым, попроцессным, попередельным, позаказным или нормативным методом.
Котловой метод. Чтобы определить себестоимость продукции котловым методом, делят сумму затрат за отчетный период на объем выпуска. Такая калькуляция не распределяет затраты по видам изделий и не дает информации о себестоимости отдельных заказов и проектов. Используют котловой метод при малой номенклатуре однородных товаров и условии, что в компании нет незавершенного производства.
Косвенные расходы распределяют пропорционально сумме основных затрат. Коэффициент распределения косвенных расходов на подготовку нефти равен 0,24 (450 000 руб. : 1 870 000 руб.), ее дальнейшую перегонку – 0,36 (670 000 руб. : 1 870 000 руб.), дистилляцию – 0,40 (750 000 руб. : 1 870 000 руб.).
Общая сумма расходов на этапе подготовки нефти составляет 594 000 руб. (450 000 руб. + 0,24 × 360 000 руб. + 0,24 × 240 000 руб.), перегонки – 886 000 руб. (670 000 руб. + 0,36 × 360 000 руб. + 0,36 × 240 000 руб.), дистилляции – 990 000 руб. (750 000 руб. + 0,4× 360 000 руб. + 0,4 × 240 000 руб.).
Чтобы определить полную себестоимость переработки одной тонны нефти, в конце отчетного периода суммируют затраты на переработку на каждом этапе.
Попередельный метод. Рассчитывают себестоимость продукции попередельным методом, если обрабатывают исходное сырье за несколько последовательных стадий. Например, в металлургическом, химическом, ткацком производстве. Для этого учитывают прямые затраты по каждому переделу, а косвенные распределяют пропорционально установленным базам.
Используют один из вариантов учета: полуфабрикатный или бесполуфабрикатный. В первом случае, если можно реализовать полуфабрикат, рассчитывают его себестоимость после каждого передела. Например, себестоимость теста в кондитерском производстве. Во втором случае учитывают движение полуфабрикатов в натуральных измерителях между переделами. Калькулируют себестоимость только готовой продукции (например, пирожки).
Делят затраты каждого передела: материальные – исходное сырье, добавленные – зарплата, отчисления, общепроизводственные расходы. В себестоимости незавершенного производства и его остатков в переделах учитывают материальные затраты полностью, добавленные – по степени готовности полуфабрикатов. Себестоимость полуфабриката увеличивается с прохождением каждого нового передела.
Пример
На предприятии текстильной промышленности три основных цеха. В прядильном из хлопка производят пряжу, в ткацком из пряжи выпускают необработанную ткань, в отделочном ткань окрашивают.
Затраты на предприятии учитывают попередельным методом в разрезе цехов. Готовую продукцию прядильного и ткацкого цеха отражают в бухгалтерском учете на счете 21 «Полуфабрикаты собственного производства». Полуфабрикаты собственного производства при списании оценивают по методу средней себестоимости.
2. Практическая часть. Расчет основных технико-экономических показателей ремонта выводных проводов электропривода насосной станции переменного тока
Трудоемкость зависит от конструктивных особенностей и технологического состояния объекта монтажных работ и измеряется количеством затрат труда ремонтного персонала в человеко-часах, необходимых для выполнения данного вида работ.
При анализе и планировании деятельности промышленного предприятия, а также для оценки производительности живого труда, используется трудоемкость.
Преимущества показателя трудоемкости состоит в том, что она позволяет судить об эффективности затрат живого персонала на разных стадиях изготовления конкретного вида продукции, не только по предприятию, но и в цехе, на участке и на рабочем месте.
Расчет численности персонала по виду работ.
Для того чтобы рассчитать численность персонала на выполнение монтажных работ необходимо учитывать коэффициенты, которые зависят от расположения оборудования (от 2,2 до 2,6, в нашем случае возьмем 2,5) и количества единиц оборудования, расположенных на участке (от 0,4 до 1, в нашем случае возьмем 0,5)
2,5*5+0,5*5 = 15
Эффективное рабочее время за период изготовления составляет 5/8 = 0,625 = 1 день, т.к. рабочая смена персонала составляет восьмичасовой рабочий день, то эффективное время составляет 1*8 = 8 часов.
Численность ремонтного персонала находится по следующей формуле:
Uрем = Крем /tэф., (2.1)
где Крем - коэффициент расположения оборудования
tэф. - эффективное рабочее время за период ремонта
Uрем = 15/8 = 1,875
Расчет показал, что для проведения ремонта требуется 2 человека.
Расчет основного фонда заработной платы персонала
Заработная плата является формой распределения общественного порядка. Заработная плата работников является основным, но не единственным источником дохода. Существенное дополнение к заработной плате работников составляют различные льготы и доплаты.
Основой организации заработной платы работников, является тарифная система, представляющая собой совокупность нормативов, определяющих уровень заработной платы. Тарифная система включает в себя тарифно-квалифицированные справочники, тарифные ставки и тарифные сетки.
Тарифно-квалифицированный справочник характеризует содержание работ, работы определенной профессии и квалификации рабочего.
Тарифные ставки определяют уровень заработной платы рабочих, в зависимости от значения участка, выполняемых работ и условий труда. В расчетах необходимо учесть районный коэффициент и северную надбавку для районов Крайнего Севера.
Заключение
Классификация затрат по виду (экономическому содержанию) ресурсов, использование которых привело к их возникновению, не что иное, как группировка затрат по элементам, характеризующим их однородное экономическое содержание независимо от назначения и места осуществления.
Чтобы калькулировать себестоимость продукции, классифицируют затраты по экономическим элементам; статьям калькуляции; по отношению к производственному процессу или по способу включения в себестоимость продукции. В зависимости от отрасли, где работает компания, калькулируйте себестоимость продукции котловым, попроцессным, попередельным, позаказным или нормативным методом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бальжинов, А.В. Анализ деятельности предприятия: учебник / А.В. Бальжинов, Е.В. Михеева. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2020 – 119 с.
2. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Научн.ред. И.И. Елисеева. Гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статисти¬ка, 2018. – 624с.
3. Гиляровская Л. Т. Анализ и оценка хозяйственной деятельности коммерческих организаций: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2019. – 312 c.
4. Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2019. -1104 с.
5. Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации: Учеб. пособие. – М: ЭКСМО, 2019. – 289 c/
6. Одинцов, В.А. Анализ финансово-хозяйственной предприятия: учебник / В.А. Одинцов. – М.: Академия, 2021 – 256 с.
7. Панков, Д.А. Анализ хозяйственной деятельности организаций: учебное пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская. – М: Юрайт, 2020 – 631
8. Пястолов, С.М. Экономический анализ деятельности предприятия: учебник / С.М. Пястолов. – М: Академия, 2018 – 576 с.
9. Романова, Л.Е. Экономический анализ: учебное пособие / Л.Е. Романова, Л.В. Давыдова, Д.В. Коршунова. – СПб.: Питер, 2019 – 336 с.
10. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Г.В. Савицкая. – 7–е изд., испр. – Минск.: Новое знание, 2020. – 704 с.
11. Селезнева, Н. Н. Финансовый анализ: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2019. – 237 с.
12. Чернова, В.Э. Анализ хозяйственной деятельности фирмы/ В.Э. Чернова, Т.В. Шмулевич. – СПб.: СПбГТУРП, 2019. – 95 с.