Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Главные государственные деятельности в преобразованиях 880-1890 гг. 5
2. Устав 1884 года 8
3. Крупнейшие историки, методисты и преподаватели дореволюционной России, их вклад в российскую систему образования 15
Сергей Михайлович Соловьев. 15
4. Профессиональные права и обязанности педагога согласно «Учительскому катехизису» 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Реформы, проведенные Александром III в ХIХ веке и по сей день ак-туальны. Правление императора Александра III (1881-1894) стало своего рода исторической паузой - временем осмысления великих преобразова-ний прежнего царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому натиску предшествующего столетия. В исторической науке это время получило название контрреформ.
Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодер-жавия.
29 апреля 1881 г. был опубликован царский манифест, составленный К.П.Победоносцевым - крупным ученым-правоведом, обер-прокурором Синода; в нем заявлялось о решимости «стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину самодержавной власти».
На следующий день после опубликования манифеста в знак протеста начали подавать в отставку министры-либералы прежнего царствования - М.Т. Лорис-Меликов, Д. А. Милютин и др.
Первые мероприятия правительства Александра III подтвердили ре-шимость властей твердо проводить провозглашенный «охранительный» курс. 14 августа 1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия».
В губерниях начался беспредел. Поэтому увеличиваются штаты от-дельного корпуса жандармов, создаются новые охранные отделения, а в 1882 г.- секретная полиция. Губернаторы получили право закрывать ор-ганы печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения; приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как «временное», сроком на три года, это «Положение» постоянно возобнов-лялось и действовало вплоть до 1917 г.
Целью данной работы является освещение основных направлений в области государственной политике в сфере образования при Александре III.
Задачи:
- изложить роль Министерства Народного просвещения в преобра-зованиях 1880-1890-х гг.;
- выяснить влияние, которое оказывал К. П. Победоносцев
на школьное образование;
- проанализировать Устав 1884 г., в частности, конкретизировать, какие изменения произошли в системе начальных, средних и высших учебных заведений;
- рассмотреть учебно-методический комплекс, в частности, указать какие учебники истории прежних времен сохранили свои доминирующие позиции, а какие новые учебные книги были изданы в 1880-1890-е гг.;
- познакомиться с источником «Учительский катехизис», а именно, прояснить профессиональные права и обязанности педагогов.
Для написания контрольной работы в качестве источника был ис-пользован «Учительский катехизис» из журнала «Народная школа», авто-ра А. Анастасиева. Что касается дополнительной литературы, то использо-ваны научные статьи: Ю. Господарик - «И. Д. Делянов» из журнала «Высшее образование в России»; М.В. Богуславский «Константин Пет-рович Победоносцев» из журнала «Вестник образования»; Н. Поникарова «Без нравоучений и фальши. О государственной стратегии исторического образования в России 1860-1917 гг. и системе концентров» из журнала «Первое сентября. История»; Ключевский В. О. «С. М. Соловьев как пре-подаватель»- т. 7.; Биографический справочник «В.О. Ключевский».
1. Главные государственные деятельности в преобразованиях 880-1890 гг.
В 1882 г. из сметы министерства народного просвещения в смету св. синода перечислено 55500 руб. на устройство и содержание духовенством школ для народного образования. В 1884 г. были изданы правила о цер-ковно-приходских школах. Для развития церковных школ принимается целый ряд мер. В 1885 г. при св. синоде учреждается особый совет для за-ведования церковно-приходскими школами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Богуславский М.В. Константин Петрович Победоносцев // Вестник образования. - 2021. - №5. - С. 100-110.
2. Господарик Ю. И. Д. Делянов //Высшее образование в России. - 2020. - № 3. - С. 101-118.
3. Ключевский В.О. С.М. Соловьев как преподаватель //Сочинения: В 9 т. - М, 1989. - Т. 7. - С. 320 - 328.
4. Поникарова Н. Без нравоучения и фальши. О государственной стра-тегии исторического образования в России.1860-1917 гг. и система концентров // Первое сентября. История. - 2019. - №15. - С.43-60.
5. Учительский катехизис (из книги А. Анастасиева «Народная школа. Руководство для начинающих в начальных училищах») // Препода-вание истории в школе. - 2019. - №4. - С. 101-112.