Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Большую роль в умственном воспитании ребенка и формировании его интеллекта играет математическое развитие, которое представляет собой процесс целенаправленной и организованной передачи детям и усвоения ими знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Целью математического развития детей выступает «не столько накопление определенного объема математических знаний и формирование связанных с ними понятий, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование специфических сенсорных, познавательных и умственных действий и умений, соответствующих компетенций и интегративных качеств личности (любознательности и целеустремленности, широты, гибкости и самостоятельности мышления, способности к абстрагированию и обобщению, знаково-символической функции сознания и др.) в процессе освоения образовательной программы сначала детского сада, а затем школы.
В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур. В познании геометрических фигур детьми дошкольного возраста принято выделять три этапа:
геометрические фигуры воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме (в 3-4 года);
в 4-5 лет геометрические фигуры воспринимаются аналитически, их свойства и структуру дети устанавливают эмпирически (опытным путем);
в 5-6 лет геометрические фигуры дети воспринимают в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность.
1.Математическое развитие дошкольников с позиций развивающего обучения
Дети до школы овладевают лишь начальными знаниями из области математики: представлениями и понятиями, умениями устанавливать отношения и зависимости, выполнять математические действия. Объектами математического познания дошкольников выступают как предметы окружающего мира с их математическими характеристиками (форма, количество, размер и др.), так и непосредственно сами математические символы и понятия, которые являются элементами специфического языка, отражающего окружающую ребенка реальность, а наряду с этим и доступные им виды математической деятельности.
Математическое образование дошкольника нацелено не только на развитие и совершенствование счетной, измерительной и элементарной вычислительной деятельности, но и на получение элементарных математических представлений, позволяющих определять форму предметов окружающей действительности, ориентироваться в их взаимном расположении в пространстве и во времени. Ребенок становится сообразительнее, умнее, более уверен в своих рассуждениях, при поиске ответов на нестандартные вопросы он комбинирует различные способы исследования объектов или жизненных ситуаций. Заинтересованность детей и их познавательную активность способно вызвать не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи. Взрослые, осуществляя математическое развитие в детском саду и дома, применяют инновационные подходы, координируют свое влияние на ребенка, при этом стараются рационально сохранить лучшие традиции дошкольной дидактики и методики.
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется поэтапно, согласно принципу амплификации, с постепенным обогащением и углублением. На каждом этапе дошкольного воспитания и обучения детей ставятся свои задачи математического развития. Так, у детей пяти - шести лет в процессе обучения успешно развивается понятие числа: количество отвлеченно рассматривается от всех других пространственно-качественных признаков объектов. Они учатся считать до десяти, усваивая закономерности образования чисел при счете и правило образования каждого последующего числа присчитыванием единицы к предыдущему. Дети постепенно переходят от конкретного наглядно - действенного мышления (предметный счет) к абстрактному (составление числового ряда и работа с ним). В процессе овладения научными понятиями (число, цифра) у них развиваются мыслительные операции, они учатся переходить от конкретного - предметного множества к абстрактному - его количественной характеристике и наоборот.
Систематически организованный образовательный процесс при формировании математических представлений у детей можно представить цепочкой последовательных переходов от работы в зоне актуального развития ребенка к зоне его ближайшего развития, которая становясь зоной актуального развития, вновь должна ориентироваться на работу в зоне ближайшего развития и т.д. В образовательном процессе воспитателем создаются педагогические и методические условия таким переходам для качественного овладения ребенком математическими представлениями. Для этого подбираются содержание, средства, методы и технологии обучения, разрабатываются и реализуются индивидуальные образовательные маршруты.
У дошкольника довольно рано проявляется познавательный интерес к математике, желание сравнить по величине, узнать: сколько, когда, почему, т.е., активность в познании окружающего мира. В первую очередь он исследует то, что «попалось на глаза», привлекло его внимание, что наблюдает в деятельности взрослых. Постепенно круг интересов расширяется. Ребенок воспринимает рассказы, представляет то, о чем ему читают, строит сам догадки, проявляет фантазию. В этот период у дошкольников складываются представления о различных предметах, об их свойствах и назначении, о количестве и величине, о расположении в пространстве и форме. Он начинает рассуждать о действиях, которые можно производить с этими объектами:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 320 с.
2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 352 с.
3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
4. Шукшина С.Е. Организация процесса математического развития дошкольников с учетом положений ФГОС ДО //Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения - М. - 2014. - № 5. - С.4-11.
5. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие: - М.: НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.