Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время образование является одним из факторов социально-экономического развития России, что диктует необходимость качественного улучшения процесса профессиональной подготовки специалистов. Система высшего профессионального образования находится под воздействием множества факторов, обусловливающих необходимость реализации новых педагогических технологий в рамках компетентностного подхода, применения активных и интерактивных форм обучения, ориентирующих на развитие творческого продуктивного мышления, креативность, профессиональную компетентность.
Как известно, на протяжении многих веков высшие учебные заведения используют лекционно-семинарскую систему организации обучения, где одной из основных форм является лекция. Лекция прошла к нам из средневекового университета.
Само слово «лекция» переводится с латинского как «чтение»: преподаватель в средневековом университете читал вслух своим воспитанникам умные книги и при необходимости прерывался и пояснял непонятные или сложные места в тексте .
Сегодня традиционная лекция в общих чертах имеет схожие черты: это систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала, имеющее форму диалога. Только педагог не читает студентам на лекции учебники, а излагает собственную трактовку преподносимой информации. Подчеркнём, что от рассказа или беседы лекция отличается более строгой систематичностью, последовательностью изложения информации.
1.Виды лекций
В настоящее время все чаще помимо пассивной передачи материала используют методики при которых материал дается в активной форме, в результате трансформации традиционной лекции в лекцию-беседу, лекцию-дискуссию, лекцию с применением обратной связи, проблемную лекцию и провести данный вид занятия в активной форме . Модель лекции с применением активного метода обучения предполагает:
— обеспечение обучающихся презентацией и раздаточными материалами заблаговременно до проведения лекции с обязательностью их предварительного изучения;
— целесообразность начала лекции с диалога (для выявления уже имеющихся знаний и определения уровня подготовки аудитории);
— постановку во время лекций вопросов, провоцирующих возражения обучающихся;
— использование аудиовизуальных материалов (презентаций, видеороликов, обращения к соответствующим теме порталам в сети Интернет);
— раскрытие материала в обязательной связи с практическими вопросами;
— отведение времени для ответов на вопросы, обсуждаемых по ходу лекций, внезапных дискуссий;
— завершение отдельного вопроса задачей или небольшим тестом с целью немедленного применения знания;
— обобщение обучающимися лекционного материала (в качестве обратной связи). Использовать интерактивный метод во время занятий лекционного типа затруднительно, поскольку он предполагает деловое общение обучающихся между собой. При этом использование ТСО и презентаций не дает достаточного основания говорить об изменении метода проведения занятия, поскольку обучающиеся продолжают оставаться исключительно реципиентами знаний.
Столь долгое, на протяжении многих веков, использование лекционной формы обучения объясняется её экономичностью: да, действительно, это самый экономный способ сообщения слушателям значительного объёма информации. Но в то же время традиционная лекция имеет и существенные недостатки. Самый серьёзный из них - это пассивность слушателей. И достаточно часто в практике преподавателей имеет место ситуация, когда, казалось бы, интересный, логично выстроенный материал оставляет студенческую аудиторию равнодушной: студенты либо молча занимаются своими делами, либо отвлекаются, шумят.
В этой ситуации вся «вина» и ответственность за по-
ведение аудитории на лекционном занятии возлагается на преподавателя: значит, он не сумел сфокусировать и удержать внимание аудитории, не смог активизировать познавательную деятельность студентов, был недостаточно эмоционален, артистичен и интересен для студентов и т.д.
В настоящее время в связи с внедрением в нашу жизнь достижений научного прогресса широко стали применяться технические средства предъявления информации в виде визуальных материалов. Визуализация подразумевает преобразование вербальной информации в визуальную форму, что позволяет наглядно представить абстрактные, не существующие в зримой форме понятия, явления теоретического характера; задействовать не только слуховые, но и зрительные каналы восприятия и усвоения информации.
Такая лекция-визуализация предполагает достаточно трудоёмкую предварительную подготовку визуальных материалов, которые отражают ключевые моменты содержания лекции. Визуальные материалы должны выполнять следующие функции:
- передача новой содержательной информации;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андровнова Т. А, Тарасенко О. А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров [Текст] / Т. А Андровнова,
О. А Тарасенко. // Юридическое образование и наука. — 2013. — № 2. – С. 4- 5
2.Анненкова О.С. Лекция как метод обучения в профессиональном образовании [Электронный ресурс] / О.С. Анненкова. Режим доступа //http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/01/pdf/170annenkova.pdf (датаобращения 08.03.2018)
3.Гакаев Р.А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования [Текст] / Р.А. Гакаев// Педагогика высшей школы. — 2015. — №3. — С. 62-64.
4.Педагогика и психология высшей школы: [Текст] Учебное пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544с.
5.Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
6.Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение : монография / [Текст] [И. В. Ершова, Л. В. Андреева, А. Г. Бобков и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Юриспруденция, 2014. — 250 с.
7.Ратова И.В. Методы активизации обучающихся при проведении лекционных занятий. [Текст] / И.В. Ратова. Домодедово. 2015. – 20 с.
8.Шевченко О. М. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов приобучении предпринимательскому праву: вопросы методики преподавания [Текст] / О.М. Шевченко // Юридическое образование и наука. — 2011. — № 2.