Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. развитие России, становление демократического режима и правового государства - это те задачи, которые стоят сейчас перед современным российским обществом. Представляется, что их решение немыслимо без построения эффективно действующей, логичной, непротиворечивой и сбалансированной нормативно-правовой базы. Закон и подзаконный нормативный правовой акт являются основными разновидностями одного важнейшего источника права - нормативного правового акта, который анализируется в данной работе.
Целью работы является анализ понятия нормативно-правовых актов и их видов.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие и виды нормативно-правовых актов, а также изучить виды нормативно-правовых актов.
По структуре работа состоит из введения, двух параграфов каждый из которых отражает определенный аспект изучаемой проблемы и решение конкретных задач, заключения и списка литературы.
§ 1. Понятие и иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации
Нормативный правовой акт - юридический документ, изданный в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, местного самоуправления, должностным лицом, содержащий правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на регулирование общественных отношений. То есть главными отличиями нормативного правового акта от ненормативного правового акта являются наличие норм универсального характера, обязательных для неопределенного круга лиц, а также неоднократное применение таких норм.
К отличительным признакам нормативного правового акта также относятся наличие установленной формы, реквизитов, порядка принятия и вступления в силу.
Порядок опубликования актов Президента Российской Федерации, федерального Правительства и федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления определяется этими органами.
Следует обратить внимание на то, что не все нормативные акты проверяются на соответствие друг другу в рамках данного вида судебного производства. Не подлежат рассмотрению судами общей и арбитражной юрисдикции дела о проверке федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, конституций, уставов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции России, поскольку такие дела рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации. Судами общей юрисдикции и Судом по интеллектуальным правам рассматриваются дела о проверке нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона на предмет их соответствия иному кроме Конституции Российской Федерации нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Наиболее часто судами рассматриваются дела о соответствии нормативных правовых актов региональных или федеральных органов исполнительной власти, например, постановления Правительства Российской Федерации, федеральному закону.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года закону уделяется особое значение, в ее преамбуле говорится, что права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения.
В статье 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. установлено, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, в статье 8 сказано, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом и др.
В 1968 году в статье 6 Декларации прав и свобод человека и гражданина было закреплено: «Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Собрании законодательства РФ.2014. № 31. Ст. 4398.
2.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
3.Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1872
4.Постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3602.
5.Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
6.Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.
7.Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 859.
8.Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (2014 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
9.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 (ред. от 10.02.2009) «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС Консультант плюс
10.Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // Российская газета. 2015. № 140. 30 июня.
11.Богдановская И.Ю. Делегированное законодательство в странах «общего права»: сравнительно-правовые аспекты // Право и политика. 2006. № 10. С. 10-15.
12.Горлачев Р.Ю. Иерархия нормативных правовых актов государственных органов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 8. С. 39 - 43.
13.Кирякова И.Н. Предпосылки возникновения института делегированного законодательства в странах романо-германской правовой семьи // Российский юридический журнал. 2010. № 1
14.Манохин В.М. Дополнения к структуре административного права // Административное право и процесс. 2013. № 11. С. 3 - 8.
15.Малько А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. № 5. С. 11 - 12.
16.Ноздрачев А.Ф. Современная правотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти: анализ практики, оценка правовых форм, предложения и рекомендации // Законодательство и экономика. 2014. № 10, 11.
17.Парфирьев Д.Н. Проблемы получения статуса саморегулируемых организаций в России // Российская юстиция. 2010. № 4. С. 18 - 22.
18.Соколова М.А. Дефекты юридических документов: монография. М.: Юриспруденция, 2016. 160 с.